Уральский треугольник лидирует и объединяет

В Екатеринбурге при аншлагах прошел пятый ежегодный международный танцевальный фестиваль «На грани»
«Провинциальные танцы» задают тон фестивалю/ Евгений Полищук

Из 12 танцевальных компаний, приглашенных в основную программу фестиваля, четыре представляли Екатеринбург, еще три - Пермь и Челябинск. Это свидетельствует не о квасном патриотизме, так же как и не об ограниченности финансовых ресурсов, которыми обеспечивают «На грани» министерство культуры Свердловской области, СТД и базовый Свердловский театр музыкальной комедии. Уральский треугольник по-прежнему лидирует в российском современном танце и превращается в центр притяжения для представителей европейского хореографического процесса. Благодаря этому фестиваль каждый раз становится площадкой для необычных проектов.

Так, в этом году объединились Екатеринбургский ТЮЗ и французская компания Эмили Валантен в попытке создать единое пространство кукольного и танцевального театров, а студенты театральной - не танцевальной - кафедры Челябинской академии культуры и искусств, занятые в пластическом проекте Virtus, благодаря поддержке генерального консульства США получили возможность сделать спектакль с хореографом Эдди Окампо. Опытный американец приспособил не слишком виртуозные, но выразительные, сильные и энергичные тела к теме трансгрессии - действия, нарушающего установленный закон. Тема попрания человеческих прав для российской танцевальной сцены не самая обычная, и совместный проект челябинцев с хореографом из США позволил вспомнить, что одним из движущих факторов развития современного танца было стремление привлечь внимание к социальным проблемам.

Еще один небанальный эксперимент оказался родом из самого Екатеринбурга. В фестивале приняла участие балетная труппа местного оперного театра. Единение «классиков» и «современщиков» в наших широтах до сих пор событие революционное, а на фестивале была представлена Dance-платформа, которая существует в оперном уже третий год. Идею позаимствовали у западных театров, которые создают базу для творчества начинающих хореографов, чтобы вести их тщательную селекцию.

Об уровне фестиваля «На грани» и отношении к нему в профессиональном сообществе свидетельствует тот факт, что почти все вошедшие в программу спектакли сопровождались титром «премьера», а пермский Балет Евгения Панфилова и екатеринбургская танц-компания «Окоем» сохранили для него первый показ своих новинок.

Среди хедлайнеров «На грани» оказались эстонский театр Fine5 со спектаклем «Мандала» и «Сон Саламандры» литовки Лореты Юодкайте, уже отмеченные множеством наград. И все же главное отличие «На грани» от других фестивалей, которыми в изобилии обладают российские столицы, - это «Близкий контакт» (так назывался один из представленных спектаклей). Главным достоинством Екатеринбурга участники считают общение и возможность каждый вечер обсуждать увиденное с коллегами и зрителями.