Кольцо на проверку

Решение о выделении денег ЦКАД принималось вне формальных процедур/ С. Портер/ Ведомости

К январю Минтрансу поручено получить заключение независимого консультанта на финансовую модель проекта Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) вокруг Москвы. Об этом говорится в протоколе заседания рабочей группы по инфраструктуре при президенте (копия протокола есть у «Ведомостей»).

Президент Владимир Путин создал эту группу, чтобы усилить контроль за инфраструктурными проектами, которые реализуются по его поручению. Руководит ее работой помощник президента Игорь Левитин. Группа начала с проверки ЦКАД - одного из первых проектов, получивших деньги фонда национального благосостояния (ФНБ, см. также врез).

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении средств в начале ноября. Ответственная за проект госкомпания «Автодор» получит 150 млрд руб. из ФНБ (общая стоимость дороги - 299,84 млрд руб., частично включает в себя реконструкцию «малой бетонки»), деньги будут вложены в облигации «Автодора» сроком 11-28 лет и доходностью на уровне инфляции плюс 1%. Выплаты купона начнутся с 2022 г. за счет платы за проезд по ЦКАД. Благодаря этим деньгам и решению президента новое кольцо должно быть построено уже к осени 2018 г., а не к концу 2020 г., как предполагалось ранее.

Но пока модель и размер оплаты не определены, замечает чиновник Минфина, из-за этого проект менее понятный, чем модернизация БАМа и Транссиба, - там есть долгосрочный тариф и просчитана грузовая база.

150 млрд руб. из ФНБ на ЦКАД были выделены «в лимитной логике», объясняет необходимость финансовой экспертизы чиновник администрации президента, и, хотя в целом проект достаточно глубоко проработан, теперь необходимо просчитать и проверить финансовую модель для каждой из четырех секций.

Пусть изучают, спокоен человек, близкий к Минтрансу: проверить корректность финансовой модели, адекватность расчетов и прогнозов - разумная идея. Это лишь поможет «Автодору» готовить концессионные соглашения, добавляет он. Представитель Минтранса не ответил на вопросы «Ведомостей», в том числе о выборе независимого консультанта. Финансово-экономическая модель и по всей ЦКАД, и по каждому участку в отдельности согласована со всеми ведомствами и утверждена в ноябре, подчеркивает представитель «Автодора».

«Автодор» рассчитывает привлечь частные инвестиции лишь в две из четырех секций ЦКАД - доля привлеченного финансирования для третьего и четвертого участков составит 30-35%, говорится в презентации «Автодора», они будут переданы в концессию с эксплуатационным платежом государства. Оставшиеся первый и пятый участки (второй будет построен позже) будут реконструированы и построены в основном за счет бюджета по долгосрочным инвестиционным соглашениям, частные инвестиции обеспечат 5-10% стоимости работ.

Конкурс на участок № 1 уже объявлен, в начале декабря должны были определиться претенденты на контракт общей стоимостью 52,4 млрд руб., но в последний момент вскрытие конвертов было перенесено на апрель. Отложить конкурс поручил вице-премьер Аркадий Дворкович, указано в извещении. Отсрочка связана с тем, что сначала необходимо провести технологический и ценовой аудит проекта, пояснил представитель вице-премьера. Такой аудит можно проводить на всех стадиях проекта, но чем раньше, тем полезнее, признает человек, близкий к «Автодору». Это стандартная процедура и не имеет отношения к новой проверке, говорит человек, знакомый с итогами совещания у Левитина. Средства ФНБ для финансирования участка № 1 использованы не будут, говорит представитель «Автодора».

Перепроверить финансово-экономическую модель будет не лишним, ведь решение о проекте принималось вне формальных процедур отбора, напоминает партнер ФБК Игорь Николаев. Правила отбора проектов были утверждены в тот же день, что и распоряжение о выделении средств на ЦКАД, и проект не во всем им соответствует. Например, по правилам на средства ФНБ может приходиться не более 40% стоимости проекта, а в ЦКАД их доля - 50% (см. график).

Проект масштабный и долгосрочный, есть риск, что текущая оценка стоимости неадекватна, продолжает Николаев, так что проверка модели необходима. «Главное - чтобы она не была формальной», - заключает он.