Мировые финансы: На рынках нарушилось восприятие информации


Политический фактор - ключевой вопрос экономического роста. Все обращают внимание на то, что регуляторы делали, что делало правительство, что удалось сделать, а что сделать еще предстоит. Политический фактор во многом определил возникновение этого кризиса, и сейчас в решении этих кризисных проблем он также является одним из ключевых.

Все обратились к государству и ждут от него помощи. Ведутся дискуссии, свернут количественное смягчение или нет. К тому же фактор политического лидерства и его качество во многих странах очень часто обсуждаются в контексте влияния на развитие ситуации. Многие отмечают, что качество политических лидеров во многом влияет на то, насколько быстро удается разрешить ситуацию.

Разговор на политическую тему, наверное, стоит начать с США. Споры между республиканцами и демократами, которые были в последнее время, фактически привели к выключению правительства на некоторое время, а также поставили вопрос о возможном дефолте. И не факт, что этот конфликт куда бы то ни было исчез.

Несколько отодвинулись временные рамки: 7 февраля 2014 г. опять технически достигается лимит госдолга. Поэтому в январе и феврале, возможно, снова возникнет тема технического дефолта США. Но с практической точки зрения этот вопрос не встанет по крайней мере до начала лета 2014 г. Некий запас прочности для обслуживания необходимых выплат у казначейства есть.

Хотя и республиканцы, и демократы в США ощутили политические потери от этой непростой ситуации, что должно было несколько снизить их пыл и повысить вероятность сговорчивости, в наших прогнозах мы не исключаем наличия неких случайных рисков - личных или публичных дискуссий, что, конечно, будет способствовать высокой волатильности рынка.

Евросоюз достиг хороших результатов, многое было сделано, фрагментарность рынков сохраняется. К июлю 2014 г. истекает программа поддержки Португалии, и португальцам необходимо будет выходить на рынки на фоне возможного сокращения программы количественного смягчения в США. Сможет ли Португалия занимать на открытых рынках, вопрос открытый. Северные страны Европы политически не особенно настроены продолжать поддержку проблемных стран Евросоюза. Вопрос реструктуризации обязательств Греции и Кипра все еще достаточно актуален. Это новый раунд и новая вероятность технических дефолтов, поэтому будет достаточно весело.

Стоит также отметить Китай. В ноябре там прошел очередной пленум, где прозвучали громкие объявления о серьезных реформах. Китай пытается перестроить экспортную модель экономики на потребительскую, что, конечно же, пройдет непросто. Китай рос высокими темпами. Темпы роста, по нашим прогнозам, несмотря на эту перестройку, останутся относительно высокими, но они все-таки будут несколько ниже, чем изначально предполагалось. Впрочем, ничего катастрофического. Китайский банковский рынок показал, что либерализация финансовых рынков - это не то, к чему культурологические рынки готовы. Все помнят недавние всплески ставок на китайском рынке и, конечно, либерализацию юаня. Это не может пройти бесследно для всей инфраструктуры финансовых рынков Китая. Напомню, что китайский рост во многом финансировался за счет роста инвестиций, которые более чем удвоились в последние годы по отношению к ВВП. Долг вырос феноменально - он уже превышает 200% ВВП. При этом есть много вопросов к качеству китайского банковского сектора, который периодически регуляторы - к вопросу о политической теме - вынуждены спасать.

На Ближнем Востоке в последнее время острота многих локальных проблем несколько снизилась, но по Сирии и Ирану вопрос остается. В регионе есть оппозиционные силы, активно дискутирующие на эту тему.

Вот этот политический фактор в разных его проявлениях на разных территориях, конечно, будет добавлять различные краски, а во многом и определять динамику финансовых рынков. Особенно на фоне того, что сейчас коммуникационный, транзакционный механизм восприятия и понимания информации на рынках нарушен.

Макроэкономисты сколь угодно могут говорить о том, как все улучшается где-то там, где не всем видно, но именно политический фактор в таком внешнем своем проявлении особенно важен. Потому что любая новость, любое публичное несогласие тех или иных ветвей власти друг с другом на каком бы то ни было важном финансовом рынке, конечно, в очередной раз шоково повлияет на восприятие и динамику фондовых рынков. Мы, как макроэкономисты, можем бесконечно говорить, что котировки на фондовых рынках не отражают фундаментальной стоимости активов. Но тем не менее это тот индикатор, которые все используют.

Открывая газеты, мы узнаем, что котировка того или иного актива упала или поднялась, и это то, что влияет на наше восприятие и понимание, на каком этапе развития этого кризиса мы находимся.