Рынки капитала: Наши проекты окупаются за горизонтом в 30 лет


ОАО «Российские Железные дороги»

Акционер - Российская Федерация (100%). Выручка по МСФО в первом полугодии 2013 г. - 841,8 млрд руб., чистая прибыль - 30,5 млрд руб. Перевозки (январь - ноябрь 2013 г.) - 994,2 млн пассажиров, 1,13 млрд т грузов.

В отличие от выступающих здесь коллег, которые представляют компании с публичным листингом, я представляю государственную монополию - акции РЖД на 100% принадлежат Российской Федерации и в свободном обращении не находятся. В связи с этим такие возможности привлечения капитала, как SPO или подобные инструменты, компании недоступны.

О нашей финансовой политике. С 2008 г. мы работаем над постепенным увеличением среднего срока погашения обязательств в нашем портфеле. Обусловлено это прежде всего спецификой нашей инвестиционной программы: у нас большинство проектов со сроком окупаемости за горизонтом 30 лет. При этом инвестиции РЖД, как правило, делаются в существующую структуру: мы обновляем основные фонды, замещаем накопленный дефицит от недофинансирования железнодорожной отрасли (а он накапливался на протяжении нескольких десятилетий). Экономический эффект инвестиций в инфраструктуру как таковую может оценить на своем уровне государство - прежде всего за счет мультипликативного эффекта. Однако на уровне компании большинство проектов, к сожалению, неокупаемые. Окупается порядка 20% нашей инвестиционной программы, и вот эту часть мы финансируем за счет рыночных инструментов. Прежде всего это рынки капитала, потому что - согласна с коллегами - это лучшее соотношение по срочности и стоимости средств. В этом году мы выпускали еврооблигации на международных рынках, и также РЖД - крупнейший эмитент рублевых облигаций здесь, в России.

В этом году мы впервые использовали такой инструмент, как инфраструктурные облигации - рублевые облигации на срок от 15 до 30 лет. Источником финансирования являются пенсионные накопления, которые находятся под управлением Внешэкономбанка. Эти бумаги привязаны к инфляции, и по ним ставка равна годовой инфляции плюс 1%. В этом году мы выпустим 150 млрд таких облигаций и, надеемся, около 50 млрд в следующем. Для РЖД это уникальный источник финансирования. Действительно, на российском рынке не то что сложно - невозможно привлечь рубли на аналогичный срок, но, например, в начале года ситуация на рынке была крайне благоприятной, и РЖД разместила семилетние рублевые облигации, ставка у нас была порядка 8,2% годовых. При этом в ходе размещения мы трижды снижали ценовой диапазон, что нехарактерно для российского рынка. Но это все происходило в апреле, когда рынки были действительно рынками заемщиков. А, скажем, на этой неделе я закрывала совсем другую сделку на будто бы совсем другом рынке - так он изменился. Также это были облигации, срок составил 3 года, при этом мы закрылись почти по верхнему ценовому диапазону. Видно, что тренд на внутреннем рынке, к сожалению, негативный. И, наверное, в будущем году это все-таки будет рынок инвесторов, а не заемщиков.

По планам на следующий год мы собираемся также использовать такой новый инструмент, как привилегированные акции. В середине этого года правительство решило более активно использовать средства фонда национального благосостояния, которые будут направлены, как сейчас предполагается, в 2014 г. на проекты, имеющие колоссальное значение для экономики, и один из них - реконструкция Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей; в 2014 г. мы предполагаем выпустить в пользу фонда привилегированные акции ОАО «РЖД» примерно на 50 млрд руб. На уровне РЖД окупаемость проекта достигается где-то за горизонтом 50 лет, а на уровне государства - за счет синергетических эффектов и налоговых поступлений - чуть более 20 лет. Именно поэтому для финансирования данного проекта было решено использовать средства государственного фонда. По этим акциям будет вестись отдельный учет с целью соблюдения принципов проектного финансирования. Гарантированная доходность по этим бумагам предполагается на уровне 2-3% начиная с шестого года реализации проекта. Могу сказать, что это в среднем соответствует сегодняшнему уровню доходности, которую предлагают госкомпании по привилегированным акциям.

Я думаю, что в следующем году мы также будем выходить на международные рынки капитала и заимствовать на российском рынке. Объем заимствований не очень большой в связи с тем, что было принято решение о нулевой индексации тарифов для всех государственных монополий. При этом перед РЖД акционер поставил задачу реализовать инвестиционную программу в достаточно большом объеме. Но хотя год и будет сложным, планируем в управлении заемным капиталом придерживаться той же политики, что и до сих пор: работаем над увеличением средних сроков погашения обязательств и пытаемся соотнести их со сроками окупаемости проектов. На конец года у нас средний срок погашения обязательств составит порядка 10 лет, и я думаю, что это один из лучших результатов среди российских корпораций.

Такой инструмент, как банковское финансирование, нам тоже доступен, у нас есть открытые линии в банках - как в частных, так и в государственных. Но поскольку банки не могут предлагать сроки заимствований, которые интересны для РЖД, для нас это скорее источник на крайний случай. Если вдруг будут закрыты рынки капиталов, мы, безусловно, к нему вернемся; тогда будем смотреть и на синдицированные кредиты, и на двусторонние линии. Но пока мы в основном фокусируемся именно на рынках капитала.