Экономика России: Нужна пенсионная реформа


Мы постоянно смотрим на статистику и сравниваем аналитику: насколько развитость финансового рынка связана с экономическим ростом? Понятно, что бывают ситуации, когда экономический рост строится в какой-то другой области экономики за счет иных причин. Например, в 60-е гг. советская экономика показывала высокие темпы роста, хотя весь фондовый рынок состоял, видимо, из облигаций 3%-ного выигрышного займа, который люди покупали не совсем добровольно. Были экономики, которые росли за счет роста цен на основной продукт, например экономики Ближнего Востока. При этом в 2000-е гг. там не очень развивался их собственный фондовый рынок. Но в целом корреляция между ростом капитализации рынка и экономики совершенно очевидна, причем в разных экономиках: с лагом в один год она в пределах 0,58-0,9 (0,58 - умеренная, 0,9 - очень сильная взаимная зависимость. - «Ведомости»). Это не значит, что экономический рост не сокращается в странах с развитым рынком капитала, безусловно, это происходит в период кризиса. Но он сокращается существенно меньше. И старт, рестарт из рецессии начинается существенно раньше.

Верят в управление затратами

Я хочу сказать одну вещь, которая мне представляется достаточно важной, когда мы говорим о росте. В целом по российской экономике мультипликатор прибыльности к капитализации по индексу ММВБ составляет 6,1. Причем в госкомпании энергетического сектора это лишь 4,6. Мы отстаем от аналогов даже в странах БРИКС на 40-50%. Но если мы возьмем новую отрасль экономики, быстро развивающиеся компании, которые сделали ставку на выход на фондовый рынок, то мультипликаторы уже другие. По телекомам - 10,5, по ритейлерам - 16,2. Их отставание от международных аналогов - уже 10-20%. А в компаниях hi-tech отставание вообще отсутствует. Есть такие любимчики рынка, как, например, компания «Магнит», которая постоянно выполняет перед инвесторами свои обещания. У нее какой-то зашкаливающий мультипликатор - за 20. Это настоящий драйвер экономики. Ведь если индекс ММВБ с начала года почти не изменился, но выдели из индекса новые компании - там рост до 46%. То есть у нас нет проблем с экономическим ростом там, где экономика ориентирована на современную бизнес-модель.

Еще одно наблюдение. Там, где возникает новая экономика, туда инвесторы идут чрезвычайно охотно. Туда, где продается бизнес-модель, где продается идея. Бизнес-модель сырьевой компании известна 1000 лет, а вот бизнес-модель компании из новых секторов - совсем недавно, их интересно продать, о них интересно говорить, их интересно оценивать. Во-вторых, важен фактор контроля за расходами. Учитывая затянувшуюся рецессию, инвесторы сейчас не очень верят в истории про мощные источники дохода, но зато верят в контроль за расходами.

Важный момент - это диверсификация контроля. Помимо госструктур появляется контроль акционеров. Я думаю, что, если кто-то из присутствующих хотя бы раз был на заседании дачного кооператива, где рассматривался вопрос о тратах на покраску забора, я думаю, они подтвердят, что налоговый инспектор и аудит Счетной палаты и рядом не стояли по глубине выяснения вопроса, внимательности и детальности. Не только акционеры, но и профессиональная среда должна следить за компанией. Это аналитики банков, фонды, управляющие фондов. Основные владельцы и топ-менеджеры должны быть под неусыпным контролем этих фондов и аналитиков, которые приходят как финансовые инвесторы.

Внутренний спрос на длинные деньги

Что нужно делать для того, чтобы развивать финансовый рынок? Я вижу четыре основных пункта. Обычно начинают с первого. Это улучшение качества инфраструктуры, ее изменение в сторону большего комфорта для иностранных участников. Здесь уже очень многое сделано. Мы построили центральный депозитарий, создали централизованный клиринг, изменили режим расчетов, открыли счета Euroclear и Clearstream международным депозитариям. То есть основные реформы проведены. Но этого не хватает, потому что важен второй фактор. Это создание внутреннего спроса и внутреннего предложения для длинных денег и вообще развитие внутреннего инвестора. Здесь две вещи, которые абсолютно неизбежны. И я уверен, мы к ним рано или поздно придем.

Во-первых, это пенсионная реформа и реформа фондов - вот этого гумуса фондового рынка, т. е. системы хедж-фондов, инвестфондов. У нас чаще всего именно брокер привлекает физических лиц на рынок. Это, наверное, не совсем правильно, потому что брокер - он посредник между местом, где идет торговля, и физическим лицом. Не хватает управляющих компаний - профессионалов этого рынка, которые собирают вместе крупные средства и затем разумно их инвестируют, не возлагая на каждого полную ответственность за риск. Пенсионная реформа - это просто важнейшая вещь. Я думаю, вы знакомы с цифрами, которые показывают уровень участия в нашей экономике пенсионных денег. Если в странах, сделавших рывки в последнее время, вроде Малайзии, ЮАР, Бразилии, это уровень порядка 30%, в Германии - около 40%, в США - 55%, то в России - 0,2%.

Дальше. У нас очень низкая доля участия физических лиц на фондовом рынке. Их доля - около 8%, и это очень низкий процент. В среднем по экономикам, с которыми мы себя сравниваем, это 30-32%. Это наши возможности, которые нам необходимо развивать, это наш потенциал. Многое делается в отношении пенсионной реформы. Очень важно всем нам следить, чтобы пенсионная реформа пошла по направлению, которое убедило бы существующих и будущих пенсионеров в том, что это последовательно и надолго.

Третий фактор, чрезвычайно важный, - это предсказуемость политики. Экономической политики государства, денежной политики Банка России. Вот когда я обращал внимание на компании с мультипликатором к прибыли на мировом уровне - это компании, которые выполняют обещания. И внешние, и внутренние инвесторы любят, когда выполняются обещания, когда выстраивается разумная стратегия и затем планомерно выполняется. Ну и, конечно, повышение уровня корпоративного управления, повышение открытости, которое, с моей точки зрения, воспринимается как нечто тяжелое и даже стыдное. Как же так - приоткрываться? Но это не про то, чтобы снимать верхнюю одежду. Открытость - чтобы показать, как это работает.