Честный культ масскульта

Популярная арт-группа Recycle открыла выставку «Часть момента», где вновь представляет виртуальных персонажей, как археологические памятники
Герои мультиков стали персонажами витражей/ С. Портер/ Ведомости

Краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, составляющие группу Recycle, не боятся быть популистами, даже если это означает говорить обо всем и ни о чем конкретно. Свидетельство - их выставка в «Триумфе». Блохин и Кузнецов работают с популярными образами массовой культуры, ее общими местами. Их увлекают, например, социальные сети, но при этом обращаются они к вдохновляющим темам предельно поверхностно, превращая их в расплывчатые символы. На выставке «Часть момента» художники затрагивают другую тему, к которой они и раньше обращались: популярные анимационные сериалы рассматриваются как источник своеобразных культов. Верхний зал в двухъярусной галерее условно католический, с витражами и статуей Богоматери, здесь вместо святых и Спасителя - персонажи мультсериалов «Футурама», «Симпсоны» и South Park, а нижний скорее отсылает к дохристианской античности и религиям, зародившимся в Индии: циничный проныра робот Бендер из «Футурамы» превращается в Будду, а рука Гомера Симпсона, сжимающая пончик, напоминает кусок разрушенной статуи, найденной при раскопках древнего средиземноморского города.

Незатейливость отдельных работ и экспозиционной композиции, эластичность высказывания удачно работают на основную мысль выставки, да и всего творчества Recycle. Художники стремятся вклиниться в мир образов, окружающих нас благодаря интернету, кинематографу, телевидению и уличной рекламе. Искусству ведь сложно попасть в поток массовой культуры с ходу, обычно это происходит сильно позже создания произведения: «Черный квадрат», Сальвадор Дали, Энди Уорхол и Дэмиен Херст очутились в одном ряду с музыкальными хитами и запоминающимися лицами кинозвезд не сразу. Многие пытались добиться того же, но не у всех получилось, а краснодарский дуэт как будто бы нашел свою формулу.

Они пока не на обложках глянца, но намекают - все к тому идет. Нынешняя выставка про масскульт как культ делает видимым их желание стать частью процесса, апостолами поп-религии. В этом заключается и анахронизм их деятельности, и их сила с точки зрения маркетинга, поскольку в поколении тридцатилетних мало кто занимается подобными вещами и тем более так поверхностно, справедливо полагая все эти мотивы пройденным этапом для истории искусства. Однако группе Recycle важна другая история - массовой культуры, что не плохо и не хорошо, просто стоит иметь это в виду.

Продлится до 15 января