С таким дефицитом будет сложно жить

Как выполнить социальные обязательства, не распугать инвесторов и сократить расходы на обслуживание госдолга, рассказывает вице-губернатор Роман Марков
Е. Кузьмина/ Ведомости

На прошлой неделе был принят бюджет Ленинградской области на 2014 г. После десятилетнего перерыва регион планирует выпустить облигации, чтобы покрыть дефицит. В этом году Ленобласти удалось избежать серьезных потерь из-за снижения налога на прибыль крупнейших налогоплательщиков. С 2014 г. регион существенно сокращает субсидии, которые предоставляет по закону «О мерах государственной поддержки трейдерской деятельности» компаниям, которые перевели туда свои торговые подразделения. Субсидии ООО «Нокиан шина» и ООО «Орими трэйд», которые стоят на учете налоговой службы в Ленобласти с 2004 и 2012 г. соответственно, в 2013 г. должны составить 1,8 млрд руб. Благодаря налоговым льготам в регионе сложился благоприятный климат, но нужна инвентаризация льгот, считает вице-губернатор Роман Марков. Он пришел в региональное правительство в сентябре 2013 г., до этого восемь лет работал в администрации Сургута. Ситуацию со сбором налогов Марков сравнивает с добычей полезных ископаемых - когда извлечены близкие к поверхности запасы, нужно применять новые технологии и инвестировать, чтобы дотянуться до трудноизвлекаемых.

1986

служил в вооруженных силах

2002

президент Аккобанка (Сургут)

2005

назначен заместителем главы администрации города Сургута, с 2010 г. - первый заместитель

2012

вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета финансов

Из Сургута в Петербург

«Я очень люблю Сургут, в котором проработал 12 лет, Ханты-Мансийский округ, там есть свои прекрасные особенности, там тоже очень здорово было работать. Ленобласть, конечно, сильно отличается по структуре экономики. Там очень серьезно развит базовый сектор, здесь нефть не добывается, но зато очень много других интересных проектов. Такой перспективы и таких условий для развития различных видов бизнеса, наверное, нет ни в одном регионе страны: выход к морю, близость к Европе, приграничное сотрудничество, активность, наличие рядом крупного мегаполиса. Все это в совокупности делает область уникальной. При этом близость мегаполиса, где огромные культурные, интеллектуальные, научные ценности, а через 200 км - прекрасная природа. Заложены очень неплохие традиции, в том числе по работе с инвесторами. Не случайно у Ленобласти такой высокий рейтинг агентства Standard & Poor's, который помогает сейчас хорошо справляться с заимствованиями. До перехода на работу в администрацию Ленобласти я написал заявление о выходе из совета директоров сургутского Аккобанка. Это типичная практика».

Об области

Ленинградская область. Площадь - 85 908,8 кв. км. Население - 1,76 млн человек, из них 65% живет в городах. На 15-й позиции в рейтинге министерства регионального развития. Индекс ВВ+ от Fitch Ratings. Долгосрочный кредитный рейтинг Standard & Poor's по обязательствам в иностранной валюте - ВВ+, по обязательствам в национальной валюте - BB+, рейтинг по национальной шкале - ruAA+. Индекс промышленного производства (январь - ноябрь 2013 г.) - 94,8%. Ввод жилья за январь - ноябрь 2013 г. - 1,13 млн кв. м (рост на 26,5% к аналогичному периоду 2012 г.). Оборот организаций (в действующих ценах) за январь - ноябрь 2013 г. - 1,29 млрд руб. (рост на 5,7% к аналогичному периоду 2012 г.). Иностранные инвестиции за январь - сентябрь 2013 г. - $1,7 млрд, в том числе прямые - $674 млрд. Источники: Петростат, администрация Ленобласти

- Каков прогноз по исполнению бюджета 2013 г.?

- По доходам, думаю, будет около 100%, по расходам - около 95%. Дефицит - около 8 млрд руб. Многое зависит от доходов по налогу на прибыль, приличные суммы должны поступить в последние дни года. Налог на прибыль - самый ненадежный, он зависит от многих факторов, которые очень сложно учесть.

В этом году план - около 27 млрд руб., но соберем где-то на 1 млрд руб. меньше. Очень серьезное отставание идет по всей стране, и Ленинградская область далеко не в худшей ситуации, в том числе и благодаря диверсифицированной базе. В целом по сбору этого вида налога мы будем на уровне 2012 г. Наибольшие колебания могут быть по консолидированным группам налогоплательщиков (КГН), на которые в Ленобласти приходится около 23% сборов по налогу на прибыль. У нефтяников сократилась прибыль: многие в этом году купили новые лицензионные участки, провели их амортизацию и сократили налогооблагаемую базу. По остальным налогам наблюдается рост по сравнению с первоначальными прогнозами.

В 2013 г. сборы по налогу на имущество выросли на 20% - и в связи с изменением законодательства, и с тем, что стали облагаться налогом новые объекты. По НДФЛ по сравнению с прогнозами рост на 10,7%. В результате план по доходам должен быть выполнен.

- Какой динамики ждете по налогу на прибыль в 2014 г.?

- Надеемся на увеличение. Поступление налога по КГН, по нефтяникам должно восстановиться, как и по группе «Газпрома».

- Губернатор области Александр Дрозденко в интервью «Ведомостям» летом говорил о том, что в этом году крупные налогоплательщики предъявили большую сумму к возврату.

- Сумма не такая большая по сравнению с другими регионами - около 700 млн руб. Налог на прибыль более всех видов налогов подвержен колебаниям, которые достаточно трудно спрогнозировать. Но мы постараемся более плотно работать с финансистами основных налогоплательщиков, согласовывать с ними наши планы, чтобы точно понимать, где у нас есть запас.

- Какие компании являются крупнейшими налогоплательщиками области?

- Группа «Сургутнефтегаза», «Нокиан тайерс», «Нокиан шина», группа «Газпрома», «Филипп Моррис», РЖД, Приморский торговый порт, группа «Лукойла».

- Планируете ли оптимизировать базу по налогу на недвижимость?

- Да. Ситуация с базой по земельному налогу и налогу на недвижимость в области не очень хорошая. Из примерно миллиона земельных участков, находящихся в обороте, только половина оформлена надлежащим образом. Будем работать над тем, чтобы в 2014-2015 гг. они не только вошли в хозяйственный оборот, но и стали объектами налогообложения. То же по налогу на недвижимость: база этого налога - кадастровая стоимость объектов недвижимости - тоже сырая, в ней много ошибок, предстоит много работать по ее расчистке.

С 2014 г. будет введена новая система капремонта домов, и для корректного начисления этих затрат тоже должна формироваться база. Есть проблема и по корректному расчету платежей за ЖКХ. Мы сейчас стараемся все эти процессы синхронизировать, потому что в основе должна быть одна предельно корректная база объектов недвижимости. В 2014 г. предусмотрено выделить на эту работу 15 млн руб.

Я часто привожу такой пример: в Западной Сибири подошли к трудноизвлекаемым запасам ресурсов. То есть то, что лежало на поверхности, уже извлекли и, чтобы добыть остальное, нужно применять новые технологии, много вкладывать в получение этих запасов. То же самое с налогами в области: неплохо собирается НДФЛ, НДС, даже налог на прибыль, налог на имущество. А по сложно собираемым налогам, до которых мы добрались, нужно применить новые технологии, вложить деньги, чтобы оформить налогооблагаемую базу. В основном речь идет о налогах, которые поступают в муниципальный бюджет, а здесь очень большой простор для деятельности. В целом по доходам Ленобласть занимает 21-е место среди всех субъектов РФ, примерно в этом параметре мы и будем находиться в 2014 г.

В то же время, например, по патентной системе, которой облагается малый и средний бизнес (МСБ), в 2013 г. область собрала всего 1 млн руб., это очень мало, по этому показателю мы на 66-м месте. Потенциал трудно оценить, но в других субъектах Федерации этот налог приносит сотни миллионов, хотя у нас условия для МСБ намного лучше, чем во многих регионах. А это работа прежде всего муниципалитетов, мы же должны помогать - методологически, координировать их действия с налоговой службой. Мы сейчас просто обязаны это делать, потому что нам с таким дефицитом будет сложно жить.

- На 2014 г. в бюджете Ленобласти запланирован дефицит в 9,1 млрд руб. За счет чего планируете его покрывать?

- За счет заимствований - в ближайшие три года как минимум. Подход к заимствованиям будет пересматриваться. Анализ денежных потоков показал, что в первом полугодии, как правило, наблюдается профицит бюджета, в конце же года - на момент прихода основных платежей по выполненным работам - уже появляются кассовые разрывы. Раньше комитет финансов планировал привлекать средства в виде долгосрочных займов или за счет выпуска облигаций. Проценты за них необходимо вносить вне зависимости от того, нужны ли в текущий момент деньги. Сейчас комитет старается найти оптимальный баланс между этими инструментами и возобновляемыми кредитными линиями. За счет этого мы намерены оптимизировать затраты на обслуживание госдолга.

На 2014 г. запланировано размещение облигаций максимум на 7 млрд руб. В начале года планируется объявить конкурс на организатора размещения. Но прежде чем размещать этот выпуск, мы определим, какая сумма нам действительно необходима на длительный срок, оценим затраты на банковские кредиты и облигации и примем уже оперативное решение. Скорее всего объем займа будет меньше 7 млрд руб.

- На какой срок планируете размещать облигации?

- Рассматриваются пятилетние облигации, это оптимально. Мы будем сравнивать уровень доходности, который нужно обеспечить по трехлетним и пятилетним облигациям, и принимать решение, исходя из экономической ситуации будущего года. Сейчас приоритет будет отдан возобновляемым кредитным линиям. В этом году комитет уже провел аукционы на 4,8 млрд руб. и привлек 750 млн руб. средств в такой форме.

- Сколько еще планируете привлекать в этом году?

- Мы будем работать более точечно, для того чтобы минимизировать средства на обслуживание госдолга. Всего до конца года с учетом обычных кредитов у нас будет контрактов на сумму около 10,5 млрд руб. Но занимать будем ровно столько, сколько нам будет необходимо для покрытия кассовых разрывов.

С одной стороны, плохо, что по некоторым программам бюджет исполняется не на 100% - власть же существует для решения задач, которые ставит регион и его жители. В том числе с помощью бюджетного финансирования. С другой - за счет этого мы сокращаем дефицит и затраты на обслуживание долга. Это такой постоянный баланс. Финансисты всегда закручивают бюджетные гайки, а задача профильных департаментов - обеспечивать финансирование проектов.

Этот год показал, что практически до декабря мы совершенно спокойно прожили без привлечения значительных банковских кредитов. И это несмотря на планируемый дефицит в размере около 11 млрд руб., хотя, по прогнозу, исходя из показателей исполнения бюджета, он будет меньше - около 8 млрд руб. Часть денег даже удавалось размещать на депозиты.

- Проводите аукционы на бирже, как Петербург?

- Нет, размещаем на конкурсной основе. В текущей ситуации надо более гибко управлять ликвидностью, и у комитета нет возможности ждать по месяцу, когда пройдут аукционы, поэтому условия определяются заблаговременно.

Предварительно по ФЗ-94 посредством аукциона отбираются уполномоченные банки, с ними заключаются соглашения, которыми определены условия - процентные ставки, срок. Когда появляются временно свободные средства, область размещает их в уже отобранных банках. Часто по разным лотам выигрывают разные банки, так что размещение максимально диверсифицировано. В 2013 г. на депозиты было размещено 10 млрд руб. Средняя ставка в этом году составила 6,87% годовых. Доход от размещенных средств - 123,4 млн руб.

- Вы собирались рефинансировать ранее выданные кредиты, которые привлечены по менее выгодным ставкам.

- Нельзя назвать ставки первого полугодия менее выгодными: динамика по ставкам в 2013 г. была позитивной для заемщиков. Только на одном аукционе начальная ставка снизилась на 1 п. п.

Рейтинг Ленобласти достаточно высокий, и ситуация с заимствованиями у нас одна из лучших в России, по Северо-Западному региону точно лучшая. Поэтому банки предлагают нам достаточно неплохие условия. Администрация впервые опробовала практику возобновляемых кредитных линий, причем в условиях предельного дефицита бюджета, и банки пошли навстречу, редактировали свои стратегии, в результате привлечены уже большие суммы.

Администрация изначально предлагает достаточно низкие ставки: мы анализируем рынок и утверждаем ставки, которые считаем для нас приемлемыми, почти всегда угадывая ценовую категорию. Не так много банков, которые имеют возможность участвовать в торгах на такие суммы и на таких условиях. Это Сбербанк, «Северный морской путь», ВТБ, АБ «Россия». Пока предложений от других банков нам не поступало. Влияет и тревожная ситуация на банковском рынке.

- В этом причина того, что в последних аукционах участвовал только Сбербанк, не участвовали частные банки, как было в начале года?

- В том числе в этом. Я думаю, что другие банки по имеющейся у них стоимости ресурсов не могут конкурировать с традиционными участниками. Не секрет, что у Сбербанка стоимость ресурсов одна из самых низких.

- Собираетесь ли менять порядок предоставления налоговых льгот для инвесторов?

- Будет проводиться внимательная инвентаризация существующих льгот. Те льготы, которые себя не оправдывают, не дают нужного эффекта, мы будем пересматривать. А те, которые позволят привлечь новые виды бизнеса, будем разрабатывать.

Здесь нужен очень аккуратный подход. За счет различных льгот Ленобласть смогла серьезно продвинуться по привлечению инвесторов, в регионе сложился доброжелательный предпринимательский климат. Нужен разумный компромисс. С одной стороны, мы обязаны тратить больше денег на социальные льготы, с другой - нельзя терять темп по развитию налогооблагаемой базы. Потому что сегодня мы даем льготы тому, кто разворачивает здесь производство, а завтра мы получаем увеличение по НДФЛ, налогу на прибыль. Кроме того, вокруг крупного инвестора, как правило, появляются предприятия малого и среднего бизнеса.

Мы уже внесли изменения в законодательство по трейдерским организациям. Компаниям, которые подпадают под действие закона, будет возвращаться из бюджета 10-35% от суммы налога на прибыль, раньше возвращаемый процент был несколько выше. Но закон обратной силы не имеет: заключать договоры на новых условиях мы будем только с вновь пришедшими игроками. Сейчас мы подготовили и передали в законодательное собрание законопроект о стимулировании деятельности индустриальных парков. Документ предполагает льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль.

- Почему корректировка льгот коснулась именно трейдерских организаций?

- Потому что в этих льготах заложены самые большие суммы. Кроме того, они уже дали свой эффект: две компании, ООО «Нокиан шина» и ООО «Орими трейд», у которых в Ленобласти расположены заводы, переместили сюда свой торговый бизнес.

- Обратно уже не уйдут?

- Трейдерская деятельность не связана с недвижимостью, которая закреплена в регионе, и эти компании зависят от множества факторов. Если плотно не работать с ними, то уйдут. Те льготы, которые остаются для них, обсуждались в предпринимательском сообществе. На сегодня этого достаточно для того, чтобы удерживать эти компании, потому что в сравнении с другими регионами Ленобласть здесь конкурентоспособна. Ни в коем случае нельзя принимать скоропалительные решения, исходя из остроты момента. Надо анализировать последствия тех или иных решений через год, 15, 20 лет.

- Чувствуете ли конкуренцию с Петербургом в борьбе за инвесторов?

- Вряд ли здесь можно говорить напрямую о конкуренции. Наличие рядом такого крупного мегаполиса - конкурентное преимущество и для области в сравнении с другими регионами. Люди хотят жить и развивать бизнес в Ленобласти, ориентируясь в том числе на Петербург. Есть несколько проблем, которые требуют решения на федеральном уровне, - это, например, проблема НДФЛ. Не секрет, что многие жители Ленобласти едут работать в Петербург и платят налог в городской бюджет, а социальные льготы, инфраструктуру получают в Ленобласти. Но это проблема характерна для страны в целом.

- В 2013-2014 гг. бюджет будет социально ориентирован, регионам необходимо выполнять майские указы президента. Насколько сильно ударила по бюджету необходимость решать социальные задачи?

- Термин «ударила» - неправильный. Майские указы направлены на то, чтобы достаточно быстро продвинуться по направлениям, которые отставали, - очереди в детские сады, расселение ветхого жилья, зарплаты бюджетников. Это абсолютно правильное решение. Понятно, что для этого нам придется очень серьезно поработать и над оптимизацией расходов, и над перепрофилированием направлений. В 2013 г. около 6 млрд руб. было заложено именно на выполнение майских указов. Все «дорожные карты» выполняются. В этом году денег нам хватает. На 2014 г. пока недостаточно заложено средств на повышение зарплат учителям и врачам. Будем решать этот вопрос, работать в том числе с федеральным бюджетом, смотреть, какие будут трансферты. Губернатор поставил перед нами задачу выполнить майские указы. И сомневаться в том, что мы ее выполним, нет оснований.

Областной бюджет на следующий год впервые принят с 16 госпрограммами, в которых четко обозначены приоритеты, цели, задачи. Все боялись, что за счет такого крена в сторону социальной отрасли, в том числе по зарплатам, нам придется сократить адресную инвестиционную программу (АИП). Тем не менее на 2014 г. планируется даже небольшое увеличение инвестиций в основные фонды, АИП составит 6,8 млрд руб. Необходимо работать над оптимизацией расходов, этим занимается несколько рабочих групп. Есть еще резервы по сокращению расходов за счет вывода различных услуг на аутсорсинг. Такой опыт уже есть в сфере образования, а в учреждениях культуры эта практика пока применяется мало.