Дареному в пакет не смотрят

Рынок корпоративных сувениров переполнен предложениями. Но заказчиков обуревают сомнения. Не стоит долго думать, что предпочесть - полезность или оригинальность, - и то и другое сегодня в моде, утверждают эксперты
М.Стулов/ Ведомости

Когда сеть репетиционных баз для молодых музыкантов HendrixStudio начала терять постоянных клиентов (начинающие группы быстро перегорали, уставали от репетиций и, как следствие, распадались), она решила сделать им подбадривающие подарки. Одно из креативных агентств разработало для этого специальные шторки для душа. С внешней стороны они выглядели как занавес на сцене, а изнутри - как стадион восторженных фанатов. Сеть подсчитала: в течение трех месяцев частота посещения студий выросла на 32%, а продажи - на 41%.

Выбирают качество. Дина Вишня

директор по маркетинговым коммуникациям компании «Проект 111». «Компании стали уделять гораздо больше внимания качеству. Ведь подарок - часть бренда. Важно, чтобы он потом долго выполнял свою функцию и радовал обладателя. С этим связана еще одна тенденция: все чаще компании выбирают вещи не no name, а брендов, известных на рынке бизнес-подарков. Таких, например, как Troika, Matteo Tantini, швейцарские ручки Prodir и т. д.».

«Все большую роль играет не только суть подарка, но и то, каким образом он преподнесен - так называемый сценарий дарения, - рассказывает Дина Вишня, директор по маркетинговым коммуникациям компании «Проект 111». - Так, рекламное агентство «Адверти» однажды дарило клиентам вязаные варежки в пакете, запечатанном сургучом. Пакет выглядел как посылка от любимых родственников. Сотрудники другой компании - «Иллан» - заходили в офис к клиентам с большим крафт-пакетом и, не держа долго интригу, сообщали, что в пакете плед. Получателю подарка надо было угадать, какой именно плед: красный, теплый или красивый. На самом деле годился любой ответ - во всех пакетах лежали абсолютно одинаковые вязаные пледы. Но это был тест, по результатам которого «экзаменуемый» узнавал, кто же он на самом деле - оптимист (если выбрал теплый плед), эстет (если остановился на красивом) или рационалист (если ответил, что плед красный)».

Сколько не жалко

«Крупные компании разбивают бюджеты на корпоративные подарки на три группы, - делится наблюдениями Карина Юшкевица, управляющий директор компании «Объект мечты» (на рынке корпоративных подарков более девяти лет). - До 250 руб., от 500 до 1000 руб. и от 1500 до 3000 руб. в расчете на одного человека. Подарочный бюджет средней компании не выше 500 руб.».

В компании «Северсталь», по словам ее начальника управления маркетинга и информации Натальи Прокопенко, средняя стоимость одного новогоднего подарка, предназначенного для партнера или клиента, в этом году составила 4000 руб. А весь бюджет - несколько миллионов рублей. «Подарок должен быть оригинальным, запоминающимся и в то же время работать на имидж компании, - рассуждает Прокопенко. - Все подарки мы делим на две группы: для компаний и для конкретных людей. В первом случае дарим часы из стальных прутиков с двойным брендом: своим собственным и партнера. А во втором - новогоднюю елку с пожеланиями. Ее основа - стальная леска, на которую крепятся высушенные деревянные палочки. Елка проста в применении - ее не надо никуда ставить, она просто вешается на стену».

«Заказывать очень дорогие подарки нецелесообразно с точки зрения деловой этики, поэтому мы делаем акцент на высококачественной полиграфической продукции и деловых аксессуарах, - говорит Илья Зайцев, директор PR-департамента компании «Стойленская нива». - В этом году, например, дарим настенный перекидной календарь. Он выполнен как альбом, иллюстрирующий истории успеха 12 выдающихся людей, чьи достижения изменили нашу жизнь. В подарочный комплект входят ежедневник, футляр с ручкой и портмоне, в который вложена флеш-карта, выполненная в форме кредитки».

Попасть в круг жизни

Основные проблемы, с которыми сталкиваются компании, - отсутствие на рынке интересных, креативных сувениров, излишняя практичность той или иной вещи, долгие поиски подходящей упаковки, трудность выбора подарка мужчине или женщине, рассказывает Юшкевица. Любой подарок должен содержать сюрприз, считает она: «Он должен быть неожиданным, непредсказуемым - это так называемый подарок-перевоплощение, подарок-розыгрыш. Это магически действует».

«У людей уже совсем все есть, и они начинают ценить то, чего не купишь ни за какие деньги: юмор, трогательность, уникальность, напоминание о детстве, - рассуждает Вишня. - Но все это относится скорее к вип-подаркам».

Главная ценность подарка - в его функциональности и востребованности, убежден Зайцев: любая вещь, которая дарится, должна быть всегда под рукой.

«Важно, чтобы вещь производила приятное впечатление и была полезна в повседневной жизни, - поддерживает его Анна Трофимова, руководитель PR-отдела сети Media Markt. - Мы, к примеру, стараемся подбирать подарки из нашего ассортимента: заварочные чашки, накопительные диски, флеш-карты и т. д.».

Еще недавно все жаловались на то, что компании буквально задаривают друг друга календарями и ежедневниками, - от изобилия большая часть из них отправлялась в мусорную корзину. Сегодня ситуация изменилась, говорит Вишня: некоторые испугались и перестали их дарить, а другие поняли, что если тот же ежедневник сделать по-настоящему оригинальным, то такой подарок никто не захочет выпускать из рук. «Сегодня ежедневники перестали быть собственно ежедневниками, - замечает она. - Они стали больше походить на блокноты для конспектирования, записей мыслей, рисования».

Вообще, не стоит каким-то сугубо практичным подаркам противопоставлять занимательно-развлекательные, считает Вишня: «Сейчас многие бизнес-подарки предназначены для личного использования, вне офиса и работы. Это может быть посуда, пледы, наборы для пикника, зонтики. Компании, которые дарят все это, таким образом попадают в привычный круг жизни человека, становятся ее частью. Происходит то, что маркетологи называют словом life placement».

«Неуд» за подарок

«Все участники рынка сувенирной продукции ориентируются на тренды сезона, - рассказывает Юшкевица. - Как правило, об этом можно узнать за год на профессиональной выставке - например, на Maison & Objet в Париже. Это, конечно же, больше выставка интерьерная, но ведь подарком может быть что угодно. Неплохо обратить внимание и на чисто профессиональные зарубежные выставки подарков. Все новинки через год-два, как правило, приходят на российский рынок».

«У нас есть свое понимание того, что мы будем дарить партнерам, - делится Зайцев. - В первую очередь оно основывается на личном опыте. Также мы советуемся с нашими подрядчиками, чтобы не только подчеркнуть индивидуальный стиль продукции, но и соответствовать современным трендам в сфере деловых сувениров и подарков».

«К сожалению, на рынке бизнес-подарков крайне мало оригинальных предложений, - вздыхает Трофимова. - Зачастую они не соответствуют нашим ожиданиям, поэтому нам проще использовать собственные идеи».

В большей степени опираются на собственные представления о том, каким должен быть подарок, и в компании «Северсталь». «Мы, конечно, следим за тенденциями рынка, но стараемся никого не копировать, - говорит Прокопенко. - Если кто-то из наших сотрудников получает подарок, близкий по исполнению нашему, то мы сами себе ставим оценку «неуд».