«Камаз» экономит

«Камаз» компенсирует падение продаж сокращением издержек. Это поможет ему сохранить рентабельность на уровне 2012 г.

«Камаз» в 2013 г. сэкономит на закупках материалов и комплектующих, по предварительным данным, более 3,8 млрд руб., сообщил автозавод. Компания оптимизировала работу с поставщиками за счет объединения центра закупок (снабжение конвейера) и сервисно-торговой финансовой компании «Камаз» (закупки для дилерской и сервисной сетей), добивалась снижения закупочных цен, увеличивала количество прямых договоров с заводами-производителями. По словам заместителя гендиректора по закупкам «Камаза» Рустама Шамсутдинова (его слова приводятся в сообщении), в этом году компания отказалась от услуг 72 посредников.

Указанная сумма экономии - 3,8 млрд руб. - касается только головной компании, поясняет директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. В 2012 г. себестоимость реализации «Камаза» по РСБУ снизилась на 2% до 95 млрд руб. (при выручке в 110,7 млрд руб. и чистой прибыли в 4,9 млрд руб.). Расходы на закупку материалов и комплектующих, на которые пришлось почти 70% себестоимости, сократились на 9% до 65 млрд руб. Получается, по итогам 2013 г. эти затраты у предприятия снизятся примерно на 6% до 61,2 млрд руб. Как изменится при этом себестоимость, Афанасьев не раскрыл, лишь отметил, что она тоже сократится. «Снижение себестоимости было одной из основных причин того, что «Камаз» в этом году не поднимал свои цены», - замечает он.

Компания будет и дальше снижать расходы, в том числе за счет отказа от услуг посредников, говорит Афанасьев. Работы хватает, указывает он: «У завода тысячи позиций комплектующих, и наша глобальная задача - по максимуму избавиться от посредников, за исключением случаев, когда это невозможно. Например, производители шин реализуют свою продукцию через торговые дома». Цены на закупаемую продукцию удалось снизить и по прямым договорам, замечает Афанасьев. Компании, которые снизили цены, он не назвал.

Сокращение расходов на закупку материалов и комплектующих поможет «Камазу» в условиях падения продаж сохранить по итогам 2013 г. рентабельность на уровне 2012 г., замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: валовая - около 19% (без амортизации), по EBITDA - около 9%. Афанасьев подтвердил, что компания планирует сохранить рентабельность на уровне 2012 г.

В этом году российский рынок грузовиков в сегменте свыше 14 т (основной для «Камаза») сократился почти на 30% и основной задачей «Камаза» в 2013 г. было поддержание стоков на нормативном уровне, говорит Афанасьев. «Мы с этой задачей справились, и остатки на наших складах в пределах установленных норм», - отмечает он. Завод стимулировал продажи за счет акций и скидок, сокращал производство, переходил на неполную рабочую неделю, перечисляет он. В итоге продажи «Камаза» сократились только на 10%, что позволило ему нарастить долю до 44% по сравнению с 33,7% в 2012 г.

В следующем году рынок останется «на уровне текущего года или немного хуже», прогнозирует Афанасьев. «Мы планируем увеличить нашу рыночную долю до 47% за счет вывода на рынок новых магистральных тягачей», - добавляет он.