Увы, без шуток

Читая «Семь дней в искусстве» Сары Торнтон, словно сам попадаешь на аукцион или биеннале и сидишь там, ничего не понимая

Сара Торнтон написала исключительно правдивую книгу о мире современного искусства. Ничего субъективного - только расширенные репортажи с ключевых арт-событий и фрагменты интервью с главными персонажами международного арт-сообщества. Квалифицированная журналистика, беллетризированное исследование, расширенная до размеров книги статья в NewYorker, где фрагменты из работы Торнтон публиковались.

Каждая из семи глав описывает день, проведенный автором соответственно на аукционе современного искусства Christie's, на семинаре по критике в Калифорнийском институте искусств, на арт-ярмарке в Базеле, на вручении премии Тернера, в редакции журнала Artforum, в мастерских звездного художника Такаси Мураками, где искусство производится поточно и расчетливо, несмотря на жалобы хозяина, что он плохой управленец. Ну и седьмой, праздничный день проходит на Венецианской биеннале, где появляются почти все встреченные Торнтон в предыдущих главах люди.

За всем и всеми внимательно наблюдая, с интересом беседуя с художниками, галеристами, коллекционерами, критиками и студентами, с удовольствием плавая в бассейне дорогущего венецианского отеля, автор книги старается быть объективной и не снисходит до иронии, без которой не обходится ни одна популярная книга о том, что теперь называется искусством. Только замечает: «Высокая стоимость произведений искусства и премии - вот две самые освещаемые в прессе темы, связанные с деятельностью художника, сухие факты, касающиеся достижений, которые так трудно оценить. К тому же в британской прессе без конца муссируется вопрос «Искусство ли это?» и всегда находится повод для скабрезных шуток».

Дело в том, что книга Торнтон издана в 2008 г., т. е. описывает тучные докризисные годы, когда цены на произведения современного искусства бодро росли, как и количество людей, желающих на них потратиться. Если бы денег в этой сфере крутилось меньше, возможно, исследовательница и дала бы волю своим истинным чувствам, высмеяла бы странный мир, который разумному, рациональному, честному и объективному человеку понять не дано.

Торнтон С. Семь дней в искусстве. Пер. с английского А. Обрадович. СПб: Азбука-Артикус, 2014