Рынки и пузыри: Индекс страха будет расти

В ближайшем будущем нас ожидают новые пузыри, причем не только на финансовых рынках, но и на рынках недвижимости, золота и биржевых товаров, а также основанное на этих пузырях процветание/ А. Махонин/ Ведомости

Америка вновь пускает финансовые пузыри. На Уолл-стрит наметился новый спекулятивный бум. В уходящем 2013 году индекс Dow Jones поднялся на четверть, значительно обновив исторические максимумы. Индекс рынка высоких технологий NASDAQ зашкалил за 4000 впервые за 13 лет. Фантастический рекорд того времени, отметка 5000, уже не кажется таким недостижимым.

Бараку Обаме, по всей видимости, суждено повторить опыт двух своих предшественников. Билл Клинтон и Джордж Буш-младший пришли в Белый дом в момент экономического спада. В первые годы их правления экономика постепенно улучшалась, что отражалось на финансовых рынках, и Dow Jones тоже достигал рекордных отметок. Но на исходе их второго президентского срока рыночные пузыри драматически лопались, наступал новый, более глубокий кризис. Это проклятие финансовых пузырей нависло и над Обамой.

Впрочем, «проклятие» объяснимо вполне материальными причинами. В Америке две экономики: успешная и нет. Несомненно успешен ее корпоративный сектор. Американские конгломераты захватывают рынки по всему миру, особенно в бурно растущих развивающихся странах. Прибыль корпораций сегодня составляет рекордные 10,8% ВВП, тогда как средний уровень в послевоенный период равнялся 6,3%. Сектор хайтек тоже на подъеме, и США остаются мировым лидером инноваций. Более того, в 2013 г. наметился прорыв в энергетике. Развитие технологий добычи сланцевой нефти и газа в ближайшей перспективе сделает Америку не только самодостаточным потребителем, но и крупным экспортером энергоносителей.

Эти факторы поддерживают финансовые рынки. Но оборотная сторона успеха корпораций - закат американского среднего класса. Уровень безработицы остается высоким, а новые рабочие места главным образом низкооплачиваемые и нестабильные, без пенсий и социальной защиты. Реальные доходы и активы среднестатистического американца вот уже 30 лет падают, а долги - растут.

Федеральное правительство США тоже в долгах. При этом государственные затраты снижаются, от чего страдают инвестиции в инфраструктуру, поддержка образования и науки. В 2013 г. идеологические расхождения между демократами и республиканцами настолько обострились, что работа государственных институтов оказалась практически парализована.

Иными словами, сильный американский бизнес стоит на довольно зыбком фундаменте. Причем ситуация в этой части экономики неуклонно ухудшается. В первые годы правления Клинтона экономический рост обеспечивался низкими процентными ставками. Администрации Буша потребовались уже не только низкие ставки, но и резкое снижение налогов и увеличение государственных затрат на военные нужды и национальную безопасность, чему способствовало 11 сентября.

После кризиса 2008 г. вывести экономику из штопора Обама смог лишь комбинацией рекордного бюджетного дефицита, нулевых процентных ставок и откровенным печатанием денег Федеральной резервной системой, которая продолжает скупать государственные облигации, т. е. напрямую монетизирует национальный долг.

Во всех трех случаях дешевые деньги частично выправили экономику, но их огромная часть была направлена на спекуляцию на финансовых рынках. Результатом явились финансовые пузыри и в конце концов экономический кризис.

В конце 1990-х гг. пузырь на рынке высоких технологий объясняли возникновением «новой экономики», основанной на интернет-технологиях. Затем, до кризиса 2008 г., инвесторы были уверены в том, что цены на недвижимость никогда не упадут и что домовладельцы никогда не откажутся выплачивать ипотечные кредиты, взятые под собственное жилье. У этих пузырей хотя бы было логическое объяснение. Сегодня же финансовый бум полностью основан на печатании денег. За прошедший год центральный банк США напечатал более $1 трлн дармовых денег и в начале 2014 г. обещает продолжать их печатать, лишь слегка сбавив скорость, - по $75 млрд в месяц вместо теперешних $85 млрд.

Да, прибыли американских корпораций растут, но и прибыли, и взвинченные цены на их акции - результат массированной закачки ликвидности в финансовую систему. Пока она будет продолжаться - а председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке заверил рынки, что нулевые процентные ставки продержатся еще как минимум год, - цены на акции будут расти.

Тем временем бумажные деньги обесцениваются. Конечно, для 2,5 млрд жителей Земли, живущих на $2 в день, деньги свою стоимость не теряют, да и средний класс деньгами не разбрасывается. Но на снижение ценности денег указывают, например, золотовалютные резервы Китая, которые сегодня составляют почти $4 трлн, работы Энди Уорхола, продающиеся более чем за сотню миллионов долларов, и квартиры в Нью-Йорке, за которые просят десятки миллионов и спрос на которые значительно превышает предложение.

В какой-то момент печатание денег придется прекратить. Но не сейчас. В ближайшем будущем нас ожидают новые пузыри, причем не только на финансовых рынках, но и на рынках недвижимости, золота и биржевых товаров, а также основанное на этих пузырях процветание. Те, у кого много денег, будут продолжать от них активно избавляться, вкладывая их во что-то осязаемое - не важно, во что.

Зато во второй половине 2014 г. нестабильность и перепады на финансовых рынках значительно увеличатся. Индекс волатильности VIX - пресловутый «индекс страха», который последнее время стоит на крайне низкой отметке, - резко пойдет вверх.

Однако предсказать, когда и чем разрешится ситуация с «пирамидой», невозможно. Экономисты умеют лишь проводить параллели с прошлым. Но ситуации, когда страна, выпускающая мировую резервную валюту, включает на всю мощность печатный станок и уподобляется Бразилии и Аргентине 1980-х гг., история пока еще не знала.