Персоны года - 2013: Культурный герой

Константин Богомолов, театральный режиссер
P

Кто бы думал, что в МХТ будут валить, как на Таганку в ее лучшие годы, спеша увидеть премьеру, «пока не запретили». Богомолов, поставив хит сезона «Идеальный муж», вернул на большую сцену политический театр. Используя не старые отечественные, а модные европейские приемы - перелицовку классики, коллаж и мультимедиа, игру с низкими жанрами.

Этот хлесткий и злой спектакль о российской «элите» можно было бы назвать «Идеальный государственный муж». Герой - идеальный министр с женой-миллионершей, которая выигрывает все тендеры министерства мужа и испытывает оргазм, только когда очередной бюджетный транш поступает на ее счет. Любовник чиновника - известный шансонье и по совместительству знаменитый киллер, усыновивший подопечного их общего друга - священника-оборотня, иногда предстающего в роли черта и проводящего с друзьями досуг в олимпийском Сочи, катаясь на снегоходе, отчасти напоминающем метлу.

Российская политическая сцена предстает как парад лицемеров, где все публичное и официальное обратно истинным комплексам и замыслам. Где особая набожность - черта убийцы, олимпийский патриотизм - лейтмотив распила, а антигейская риторика - сублимация тайных извращенцев.

Потрясает то, что этот парад уродов проходит по главной сцене страны, возглавляемой доверенным лицом президента Олегом Табаковым. И по зрительному залу волнами проходят изумление и опасение: как это позволено и долго ли еще?

Поход в МХТ стал модным фрондерством, дорогущие билеты раскупают в том числе и сами прототипы героев, скрывая это от высокого начальства. Впрочем, РПЦ уже попросила правоохранителей разобраться, православные активисты начали срывать спектакли. А возмутитель спокойствия, поставив другой спектакль-скандал «Карамазовы», со скандалом же ушел из МХТ, но без работы не останется - будет ставить в Ленкоме. Он теперь востребован, как и сам жанр театральной сатиры.