Иллюзии утрачены под овации

Большой театр станцевал в Париже «Утраченные иллюзии». Французской публике нелегко далось восхищение спектаклем, в основе которого - классический роман Бальзака
Парижскому обществу предложили зеркало/ Д. Юсупов/ Большой Театр

«Утраченные иллюзии» - последний балет, созданный Алексеем Ратманским специально для Большого театра. Его постановкой он занялся уже после того, как прекратил работу в Москве как худрук балетной труппы и постоянно обосновался в нью-йоркском American Ballet Theatre. Но спектакль, музыка для которого была заказана Леониду Десятникову, постоянному соавтору Ратманского, все же был доведен до премьеры, которая состоялась в 2011 г. Балет был принят неоднозначно и в афише Большого до сих пор появляется нечасто. Но Брижит Лефевр, директриса балета Opera National de Paris, лично посетившая премьеру, хотела, чтобы публика ее театра непременно увидела «Утраченные иллюзии» собственными глазами.

Когда была объявлена программа предстоящих гастролей, французские балетоманы издали вопль отчаянья. В этом сказалась и усталость от эпохи 20-летнего правления непререкаемой Лефевр, и опасения по поводу того, что идущий ей на смену молодой Бенжамин Мильпье сократит и без того небогатый классический репертуар. Несмотря на то что в Париже Большой выступает чаще, чем где бы то ни было еще (за последние 10 лет - в четвертый раз!), и всегда привозит свои важнейшие премьеры и лучшее из классики (за последние годы там побывали «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар», «Спартак», «Светлый ручей», «Пламя Парижа»), балетоманы были страшно разочарованы выбором, заполнив интернет стонами об отсутствии «Лебединого озера» и «Спящей красавицы».

Но, как всегда, в итоге Лефевр, а с ней и Большой могут торжествовать: билеты на все показы были распроданы за несколько недель до приезда труппы в Париж, закрытие гастролей почтил своим присутствием премьер-министр Франции. Даже собственные премьеры Opera National de Paris не всегда удостаиваются международного внимания, а рецензии на парижский вояж «Утраченных иллюзий» появились в The New York Times и Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Но вот в оценках спектакля пресса и интернет оказались в целом солидарны: французам не хватило в наших «Утраченных иллюзиях» Парижа и Бальзака. А главный упрек оказался к драматургии постановки: восхищаясь юмором сцен, в которых Ратманский стилизовал «разбойничий» балет XIX в., подчеркивая его знание разных исторических пластов хореографии, зрители все же не обнаружили в спектакле самих иллюзий и, соответственно, их крушения; любовная линия молодой балетной звезды Корали и начинающего композитора Люсьена совершенно затмила, по их мнению, историю восхождения и крушения его карьеры. Правда, там, где французский Journal du Dimanche хлестко обозначает проблему «Большие танцовщики, но маленький балет», The New York Times ставит в заслугу Ратманскому возрождение интереса к самой форме большого сюжетного балета, его умение танцевальными средствами рассказать историю и передать характер персонажей, а в истории балета найти ресурсы для современных постановок.

Однако и пресса разных стран, и публика были единодушны в оценках исполнителей (даже несмотря на то, что «Утраченные иллюзии» приехали в Париж без Наталии Осиповой, Ивана Васильева и Светланы Лунькиной, участвовавших в московской премьере). На открытии гастролей огромный успех в роли Корали имела Диана Вишнева, уже несколько лет сотрудничающая с Большим в качестве приглашенной прима-балерины. Ее партнером стал Владислав Лантратов, хорошо известный во французской столице по предыдущим гастролям и теперь пополнивший отряд своих поклонников. Произвела впечатление своими опасными фуэте на столе Екатерина Шипулина в партии Флорины, соперницы Корали. Особое внимание гастрольной публики было приковано ко второму составу. Для Евгении Образцовой и Дэвида Холберга парижский спектакль стал дебютом в «Утраченных иллюзиях», но риск был оправдан: Образцова после ее летних выступлений в спектакле Opera National de Paris «Сильфида» превратилась в любимицу местных зрителей, а Холберг произвел сенсацию, прямо перед началом гастролей тоже выступив как приглашенный солист в «Спящей красавице». По достоинству оценили и выступление Екатерины Крысановой в партии Флорины. А после того как свою дозу оваций получили Анастасия Сташкевич (Корали), Вячеслав Лопатин (Люсьен) и Анастасия Меськова (Флорина), французские балетоманы утратили иллюзии по поводу того, какой же из театров обладает неистощимым ресурсом танцовщиков мирового класса.