Кавказ без насилия

Модернизация сверху не поможет Кавказу, сработает ставка на внутренние ресурсы и инициативы и возврат прямых выборов, убеждены в Институте Гайдара
Musa Sadulayev/ AP

Избранная федеральной властью стратегия модернизации Северного Кавказа сверху, опора на элиты и ставка на силовой вариант в антитеррористической политике не решат проблем региона, а в перспективе ведут либо к его истощению и скатыванию в депрессию (инерционный сценарий), либо к социальному взрыву с возможным переходом в гражданскую войну (силовой сценарий), полагают авторы экспертного доклада «Северная Кавказ: Quo vadis?» (есть у «Ведомостей»), сотрудники Института экономполитики имени Е. Т. Гайдара Ирина Стародубровская и Константин Казенин. Презентация их исследования пройдет сегодня в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина (доклад подготовлен при участии комитета).

В регионе назрел многоплановый кризис, полагают эксперты, проанализировав как данные из открытых источников, так и из собственных полевых исследований в республиках Северо-Кавказского округа. Инструменты модернизации сверху - создание крупных госкорпораций, госгарантии для частных инвестиций в проекты региона - начали работать, но большинство инвестпроектов реализуется в Ставропольском крае, а в более проблемные регионы инвесторы по-прежнему идут неохотно. Реалистичность таких проектов не всегда просчитана, неочевидно, что они будут востребованы - особенно услуги туристического кластера.

Такая модернизация сверху в том числе вызывает противодействие местного населения и провоцирует новые конфликты, оставаясь внешней по отношению к нему. Но очаги модернизации есть и снизу, в сфере теневой экономики: например, развитое и современное сельскохозяйственное производство - локальных видов овощей и мяса, обуви и трикотажа, востребованных и за пределами региона. Авторы доклада сравнивают их с промышленными округами на юге Италии - выведенные из тени, они могут стать эффективными инструментами развития и Кавказа, считают они.

Безальтернативность действующего руководства как единственной опоры Москвы - миф, но очень устойчивый, его живучесть - одна из причин отказа от прямых выборов глав регионов, констатируют эксперты, из-за внутренней неоднородности кавказские элиты не могут быть надежной опорой федеральной власти. На ситуацию в регионе негативно влияет и вернувшееся преобладание силового сценария в антитеррористической деятельности, можно говорить о сползании в «гостерроризм», оправдывающем все средства в борьбе с «врагом». Эта модель фактически приравнивает сторонников нетрадиционного ислама к экстремистам и террористам, что ведет к радикализации вполне мирных граждан. На фоне внутренних проблем нарастает и внешняя имиджевая - мифологизированные представления о Кавказе способствуют развитию националистической идеологии.

Альтернативой инерционному и силовому сценариям может стать сценарий гражданского примирения, считают исследователи: возврат прямых выборов, содействие модернизации снизу, решение вопроса собственности на землю с помощью согласительных комиссий. Первым результатом может быть вспышка насилия, признают эксперты: недовольные захотят прибегнуть к привычным способам решения конфликтов. Но в перспективе только ставка на внутренние ресурсы региона и поиски компромиссов смогут переломить сложившуюся ситуацию.

Все рецепты, описанные специалистами Института Гайдара, на Кавказе уже опробовали, но результата нет, значит, что-то делается не так, говорит депутат Госдумы Ризван Курбанов. По его мнению, проблема Кавказа не экономическая, а идеологическая: идеология боевиков соблазнительна для молодежи, а с ней всерьез не борются.

Предложения экспертов разумны: необходимо двигаться в сторону выхода из дурной бесконечности насилия, сделать это может только федеральный центр, рассуждает регионалист, профессор МГУ Наталья Зубаревич, но готовность услышать их - вопрос открытый.