От редакции: Очередь за чудом

Максим Блинов/ РИА Новости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Сегодня после недельного пребывания в Москве Дары волхвов - привезенная с Афона христианская реликвия - продолжат путешествие по СНГ. Сначала их перевезут в Санкт-Петербург, потом в Минск и Киев. Неизменная популярность такого рода реликвий свидетельствует о потенциальном влиянии Церкви, которое не оборачивается практическими результатами.

Эта поездка греческих святынь в Россию организована Фондом Василия Великого, попечительский совет которого возглавляет владелец Marshall Capital Константин Малофеев. В ноябре 2011 г. в России побывал Пояс Богородицы, а в июле 2013 г., в дни торжеств, посвященных 1025-летию крещения Руси, - Крест св. Андрея Первозванного - их привозил Фонд Андрея Первозванного (его попечительский совет возглавляет президент РЖД Владимир Якунин).

К таким реликвиям неизменно привлечено большое внимание: за неделю Дарам волхвов успели поклониться более 200 000 человек. Это, впрочем, далеко от результата 2011 г., когда за 10 дней Поясу Богородицы поклонились около миллиона человек. Популярность такого рода святынь - пример извечной тяги человека к чуду, в котором довольно мало собственно христианского содержания. Организация подобных мероприятий - максимально нейтральный с нравственной точки зрения способ участия Церкви в жизни общества.

За последние 25 лет церковной свободы восстановлено и построено огромное число храмов и монастырей, многократно выросло число верующих. По данным «Левада-центра», если в 1989 г. православными считали себя 17%, в 2013 г. таких было уже 68% (при этом более-менее регулярно посещают богослужения только 4-6% опрошенных). В то же время статистика по криминалу, самоубийствам, числу брошенных детей, объему потребления наркотиков и алкоголя в России ощутимо не меняется.

Исследователи говорят о «вере без участия», ситуации, при которой абстрактная религиозность растет, не находя выражения на практике.

О необходимости бороться со злоупотреблениями и коррупцией на различных уровнях, заботиться о пораженных в правах или социально незащищенных согражданах говорят правозащитники, журналисты, политики и общественные деятели - голос Церкви на этом фоне почти неразличим. И только огромная очередь к храму Христа Спасителя то и дело напоминает о потенциальном общественном влиянии Церкви, которое она не спешит преобразовать во влияние реальное.

Мировой опыт показывает, что Церковь способна быть серьезной силой, заметно влияющей на состояние общества, не покушаясь при этом на принцип свободы совести и светский характер государства. Так называемое Штутгартское исповедание вины, декларация, принятая Евангелической церковью Германии в 1945 г., стала началом национального покаяния в преступлениях Второй мировой войны. В прошлом году активные призывы предстоятеля Римской католической церкви к социальной справедливости и борьбе с бедностью сделали его одной из самых часто цитируемых общественных фигур.

История Русской церкви богата примерами высочайшего нравственного авторитета, прежде всего новомучеников, соглашавшихся отдать жизнь за веру в годы советских гонений, однако эти примеры крайне мало востребованы. Ажиотажа вокруг мемориалов жертвам сталинских репрессий, сколько-нибудь сравнимого с поклонением реликвиям, незаметно.