Регионам не хватит на дороги

Правительство решило не поднимать до 2017 г. акцизы на топливо. У регионов сохранится дефицит средств на строительство дорог, а привлекать частные инвестиции у них получается плохо
Правительство не поддержит региональные трассы налоговыми доходами/ П. Ковалев/ PhotoXPress

На федеральные дороги денег хватает. В 2013 г.

президент Владимир Путин распорядился вложить средства фонда национального благосостояния (ФНБ) в модернизацию БАМа и Транссиба и строительство Центральной кольцевой автодороги. На эти цели пойдет 300 млрд руб. Минэкономразвития и Минфин отбирают проекты еще на 150 млрд руб. В этом году денег федерального дорожного фонда (498 млрд руб.) впервые хватит на содержание и ремонт автотрасс по нормативам (в 2013 г. тратилось только 83,5% от нормативов). Инвестиционные расходы федерального дорожного фонда в 2014-2016 гг. незначительно растут в номинальном выражении, но на удвоение объемов дорожного строительства по поручению Путина средств хватит, уверяет федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Скорее всего, задачу получится выполнить на пару лет раньше намеченного 2022 года, отмечает он.

Правительство не будет поднимать акцизы на топливо до 2017 г., рассказывают два чиновника Минфина. По их словам, министерство не готовит подобных предложений. До 2016 г. ставки не изменятся, лаконичен чиновник Минфина. Акцизы повышаться не будут, подтверждает представитель вице-премьера Аркадия Дворковича: «Вопрос не обсуждается».

Топливные акцизы - основной источник наполнения региональных дорожных фондов. На индексацию акцизов надеялись регионы и Минтранс - это позволило бы больше тратить на строительство и содержание региональных и муниципальных дорог. После введения с 2012 г. дифференцированных ставок акцизов для топлива разных экологических классов в региональных дорожных фондах образовалась дыра. Минфин оценивал ее в 300 млрд руб. на 2014-2016 гг. и весной прошлого года предлагал существенно повысить акцизы на топливо стандарта «Евро-5» в 2016 г. Идее Минфина воспротивились нефтяники, инвестировавшие в модернизацию переработки, и Минэнерго настояло на незначительной индексации ставок.

В России 50 000 км федеральных трасс, а региональных - около 500 000 км, и в отличие от федеральной инфраструктуры (см. врез) денег на них не хватает. По расчетам Минфина, совокупный объем региональных дорожных фондов на 2014 г. - около 650 млрд руб. По оценкам ассоциации «Радор», на содержание и ремонт дорог в 2014 г. регионы направят менее 300 млрд руб., а по нормативам нужно почти в 5 раз больше.

Регионам не хватает средств ни на поддержание имеющейся сети дорог, ни на наращивание объемов их строительства, как требует президент, признает федеральный чиновник. Единственный возможный источник - дополнительная индексация акцизов, но планов пересматривать принятое решение нет, отмечает он. Рассчитывать на федеральные трансферты регионам не стоит: в федеральном бюджете нет денег на дополнительные трансферты регионам. Самостоятельно нарастить расходы на дорожное хозяйство регионы тоже не в состоянии: по данным «Эксперт РА», более 60% региональных бюджетов уже исполняется с дефицитом. Приоритет - у социальных расходов, которые должны обеспечить выполнение президентских обещаний в ущерб инвестиционным расходам. По данным Независимого института социальной политики, по итогам первого полугодия 2013 г. в 23 регионах соцрасходы составили 70-75% всех расходов. Доля расходов на национальную экономику пока сохраняется, пишет «Эксперт РА», но инвестиционные программы крупнейших регионов на 2014 г. уже сокращены: например, у Москвы - на 17%, у Санкт-Петербурга - на 15%.

Занять на развитие инфраструктуры регионы тоже не смогут, предупреждает «Эксперт РА»: долговая нагрузка на бюджеты растет, при этом большинство займов приходится брать на финансирование текущих расходов, а не на инвестиционное развитие. Долги, зависимость от трансфертов федерального бюджета мешают регионам привлекать частные инвестиции. В методических рекомендациях для регионов Центр развития ГЧП и Минэкономразвития предупреждают: привлекать инвестиции через проекты государственно-частного партнерства могут только «кредитоспособные заемщики».

Основная проблема - не финансовая устойчивость, а недостаток квалификации, признают региональные чиновники. Нехватка квалифицированных специалистов - главная трудность, подчеркивает зампред правительства Рязанской области Шаукат Ахметов. Во время разработки концессионного проекта моста в Удмуртии многие не понимали ни механизм привлечения частных инвестиций, ни последствия для бюджета, рассказывает председатель правительства Удмуртии Юрий Петкевич: «Считали, что мост кто-то построит со стороны, а мы только будем смотреть и нет никаких обязательств бюджета». Зато благодаря опыту работы над проектом Удмуртия готовит еще четыре-пять мелких проектов, добавляет он.

Использовать ГЧП в регионах мешает и плохая нормативная база. Риски местного законодательства слишком высоки, признает чиновник Минэкономразвития, однако федеральный закон о ГЧП пока так и не принят. Региональные чиновники опасаются ГЧП, сетует сотрудник крупной инфраструктурной компании: поверить в ГЧП должен губернатор, а для реализации проекта нужна хорошая команда.

От личности губернатора будет зависеть и уровень инвестиционных расходов, сетует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: пока сокращались расходы на ЖКХ и оставалось пространство для маневра в пользу инвестиционных расходов, но с каждым годом оно будет сужаться и объемы инвестиций будут зависеть от того, решится ли губернатор играть ва-банк и не сокращать вложения, рассчитывая на помощь федерального центра.