С ребенком на работу

Многие родители приводят детей к себе на работу в назидательных целях. Но часто даже не подозревают, какое впечатление на самом деле это производит на ребенка
С.Портер/ Ведомости

Приводя отпрыска на свое рабочее место, родители преследуют самые разные цели: одни хотят, чтобы он задумался о будущей карьере, другие показывают, как они работают, третьи пытаются объяснить ребенку, что деньги достаются им нелегким трудом.

Мелисса Ли владеет агентством по закупке рекламного времени и места Blitz Media в Уолтеме (штат Массачусетс). Время от времени она приводит в офис детей - 10-летнего сына Спенсера Ли-Харта и 12-летнюю дочь Келси Ли-Харт. «Они видят, как я работаю не покладая рук», - говорит женщина. Однако у Спенсера другое впечатление от маминого офиса. «Для меня это игровая площадка», - признается он.

По выходным все здание офиса сотрясается от детских забав. Спенсер и Келси ложатся животом на офисные табуреты на колесиках и гоняют на них, как на аттракционных электромобилях, по всем помещениям. А еще они уплетают крекеры, которые добывают на офисной кухне, и таскают сладости со столов сотрудников. «Мои дети воспринимают офис как большой кондитерский магазин», - улыбается Ли.

В большинстве случаев дети ходят в офисе по пятам за родителями. Ведь о них здесь больше некому позаботиться. Родители же, да и их коллеги тоже, только и думают о том, как бы пристроить чадо где-нибудь в углу, - главное, чтобы ребенок сидел тихо и никому не мешал. Но есть родители, которые искренне пытаются чему-то научить ребенка в офисе.

Карьера или дружба

Представление детей об офисе меняется с возрастом. Сначала они воспринимают лишь внешние атрибуты работы, потом начинают задумываться о ее смысле и своей будущей карьере. Но главное в том, что подобные визиты сближают детей и родителей и облегчают обсуждение того, что делал в течение дня каждый из членов семьи.

Маленьким детям работа белых воротничков совершенно непонятна. «Малыши - дети офисных сотрудников - не имеют ни малейшего понятия о том, что делают на работе родители. Они могут подумать: «Ты целый день просто сидишь около компьютера», - говорит Морин Перри-Дженкинс, директор центра исследования семейных отношений Массачусетского университета в Амхерсте. Она добавляет, что исследования, проведенные еще в 1990-х гг., показали: восьмилетние и десятилетние дети легко понимают, что делают на работе взрослые, если их родители пожарные или слесари. Дети же офисных работников таких представлений не имеют. Они говорят больше о внешнем виде здания, о большой скульптуре в центральном холле или о еде в кафетерии. Только в средних классах дети наконец начинают замечать, насколько заняты их родители, каковы темпы их работы и какой у них статус в организации. Они учатся понимать настроение взрослых и их поведение.

Помощь или независимость

Двенадцатилетний Брайан Катат и его девятилетняя сестра Кэрен часто с раннего детства бывали в ресторане, который принадлежит их родителям. Семья живет в Франклин-Лейкс в Нью-Джерси. Бобби, отец семейства, говорит, что дети помогают ему убирать столы и складывать в стопку меню. Дети же рассказывают, что не раз обращали внимание на то, как отец тяжело работает, стараясь угодить даже самым раздражительным и взбалмошным клиентам. И Кэрен, и ее брат очень гордятся своими родителями. Хотя Брайан заявляет, что в будущем ни за что не станет работать в ресторане.

К подростковому возрасту дети уже сознательно развивают свои способности и задумываются о том, какая работа им по душе. В это же время они начинают чувствовать себя отдельной личностью и пытаются обрести независимость от родителей. Так, Лайн Бредли приводила дочь Кэти с трехлетнего возраста в юридическую фирму Tucker Griffin Barnes, где она тогда работала. «Я видела, как мама превращается в другого человека - юриста, который должен помочь клиентам», - вспоминает Кэти. Когда девочке было десять, она изображала из себя юриста в офисе своей мамы. Вместе с дочерью маминой коллеги она писала что-то в блокноте и делала вид, что звонит по телефону. «Мы представляли себе, что ведем в суде бракоразводный процесс, и решали, какая часть землевладений достанется жене, а какая - мужу», - вспоминает теперь Кэти. Сейчас ей 15 лет, и она больше не хочет быть юристом. Ей не нравится, что юристы много времени проводят в офисе, испытывают постоянный стресс и часто занимаются бумажной работой. «Я так работать не хочу», - говорит она.

Подражание или сочувствие

Эксперты утверждают, что маленьких детей можно приводить в офис ненадолго по выходным, чтобы им не было скучно. В возрасте 9-10 лет ребенок уже может некоторое время тихо сидеть за письменным столом, занимаясь своими делами и никому не мешая. В подростковом же возрасте дети способны проводить в офисе довольно много времени. Они могут делать уроки, выполнять мелкие поручения взрослых и даже присутствовать при спонтанно возникающих рабочих совещаниях и разговорах с боссом. «Иногда полезно увидеть, как мама или папа получают от начальника указание переделать какую-либо работу. Дети видят, как их родители справляются со сложностями. И учатся тому, как нужно преодолевать неудачи», - говорит Мэдлин Левайн, автор книги Teach Your Children Well («Учите ваших детей хорошо») из Кентфилда (штат Калифорния).

Начиная с семи лет Майкл Фарбер часто наблюдал за начальником своей мамы, когда она приводила его в Lloyds Staffing, где тогда работала. Мальчик был совершенно очарован гендиректором компании Меррилом Бэнксом и его большим офисом. В восемь лет Майкл решил, что хочет, подобно Бэнксу, стать руководителем. Он отксерил мамины визитки и карандашом написал на копиях свое имя и должность - «босс». Эти самодельные визитки он раздал маминым коллегам. Сейчас Майклу 20 лет. Он учится в Пенсильванском государственном университете и хочет стать финансовым директором.