Как продлить жизнь sms

Интерес к sms-сообщениям снижается: абоненты все чаще используют интернет-мессенджеры. Российские операторы пока сопротивляются этому, вводя пакетные тарифные планы
Не желая терять источник заработка, сотовые операторы упаковывают sms в пакеты услуг/ М. Стулов/ Ведомости

Британские пользователи мобильной связи все реже используют sms-сообщения и все чаще общаются посредством мобильных версий онлайн-мессенджеров, следует из данных консалтинговой компании Deloitte. Ежедневно британцы отправляют друг другу с мобильных телефонов 1,2 млрд текстовых сообщений и лишь 32% из них приходится на sms, гласят эти данные. Впрочем, выручка операторов от передачи сообщений почти целиком - на 98% - складывается из платы за sms.

По мере того как в России растет уровень проникновения смартфонов, люди все больше пользуются и мобильными мессенджерами, констатирует пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. Но их sms-активность от этого не снижается: просто абоненты привыкают использовать больше каналов общения. Например, в новогоднюю ночь абоненты «Мегафона» отправили 320 млн sms - почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее.

В наступившем году все операторы мира заработают на sms более $100 млрд - примерно в 50 раз больше, чем на всех мессенджерах, прогнозирует Эд Шедд, руководитель подразделения британской Deloitte по технологиям, медиа и телекоммуникациям. В то же время ежедневный трафик мобильных мессенджеров по всему миру приблизится в этом году к 50 млрд сообщений, а sms-сообщений будет отправляться вдвое меньше, ожидает он. В 2012 г. пропорция была радикально иной: на каждые 10 sms-сообщений приходилось лишь 11 сообщений в мессенджерах.

В Британии, по данным Deloitte (их приводит ИТАР-ТАСС), в 2013 г. было отправлено 145 млрд sms - всего на 7 млрд больше, чем годом ранее. В то же время через приложения WhatsApp и Snapchat британцы переслали 160 млрд сообщений (почти втрое больше, чем в 2012 г.), а в этом году их количество должно увеличиться до 300 млрд. Люди предпочитают мессенджеры, во-первых, по той причине, что обмениваться сообщениями в них можно практически бесплатно, во-вторых, благодаря их более широкому функционалу (помимо текста отправлять можно фотографии, видео, звуковые сообщения), следует из данных Deloitte. Кроме того, это следствие того, что все больше абонентов во всем мире переходит с обычных мобильных телефонов на смартфоны.

Абоненты российских «Вымпелкома» и МТС не спешат отказываться от sms, говорят их представители. Доходы МТС от услуг передачи сообщений растут: например, в III квартале 2013 г. они увеличились к уровню годичной давности на 7%, напоминает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Этот рост он связывает в том числе с востребованностью пакетных тарифов, подписчики которых получают целый набор услуг: отпадает необходимость платить за sms отдельно и потребность в установке мессенджеров для экономии средств снижается. «Вымпелком» не замечает, чтобы количество sms существенно уменьшалось, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева: это по-прежнему популярный канал общения. Мессенджеры хотя и набирают популярность среди пользователей смартфонов, но не вытеснят sms полностью, поскольку в отличие от sms требуют постоянного пребывания абонента онлайн, замечает она. Тем не менее «Вымпелком» внимательно изучает ситуацию в ряде стран Европы, жители которых резко сократили количество отправляемых sms, и как раз под влиянием мессенджеров. В качестве альтернативы оператор, как и МТС, предлагает абонентам пакетные тарифные планы, где в абонплату включен в том числе пакет sms, говорит Айбашева.

У МТС количество интернет-абонентов, которые хотя бы раз воспользовались мессенджером WhatsApp, выросло за последние полгода на несколько десятых долей процента, говорит Солодовников. Но интерес абонентов к ОТТ-сервисам (Over The Top - сервисы, работающие через интернет-канал. - «Ведомости») будет расти, соглашается он. Он приводит прогноз, согласно которому в ближайшие пять лет глобальный мобильный трафик вырастет в 13 раз, а европейский - в девять, причем преимущественно за счет ОТТ-сервисов, чей трафик к 2017 г. превысит трафик сотовых операторов в 4,5 раза. В этом есть несправедливость, считает Солодовников: сотовым операторам необходимо расширять сети, тратиться на их техобслуживание, развивать новые технологии, а OTT-операторам инвестировать не во что: они просто пользуются сетями сотовых компаний, причем у них даже нет стимула использовать их эффективно. Выхода два, рассуждает он: оператор может либо претендовать на часть доходов ОТТ-сервиса, которые тот получает от его абонентов, либо приоритезировать трафик за счет специальных тарифов. К примеру, если абонент не планирует общаться по видеосвязи через мобильные сети, а заинтересован только в мессенджерах или простом веб-браузинге, тариф может быть более дешевым. МТС более года назад договорилась о сотрудничестве с Google: компании пропорционально делят доходы от сервисов, предустановленных в аппаратах МТС, а также от продажи корпоративным клиентам облачных решений Google. Vimpelcom Ltd., контролирующий «Вымпелком», в конце 2013 г. сообщил о партнерстве с одним из крупнейших в мире мессенджеров - WhatsApp (более 350 млн активных пользователей в месяц), напоминает представитель Vimpelcom Артем Минаев: абоненты региональных «дочек» Vimpelcom могут пользоваться всеми функциями WhatsApp параллельно с операторскими сервисами. А у «Мегафона» есть собственный сервис UMS (Unified Messaging Solution), объединяющий в себе сразу несколько каналов коммуникаций: e-mail, sms, mms, IMS и социальные сети.