Империя снова зла

В боевике «Джек Райан: теория хаоса» Голливуд расчехлил героя холодной войны из романов Тома Клэнси. Джек снова сражается с плохими русскими, которые хотят устроить Америке кирдык
Режиссер Кеннет Брана в роли русского олигарха-патриота, помолясь, идет вредить Америке/ kinopoisk.ru

Давненько мы такого не видали. Российский олигарх, наркоман, алкоголик и патриот Виктор Чиверин готовится обрушить финансовую систему США, предварительно посеяв панику на бирже с помощью масштабного теракта в центре Нью-Йорка. За Чивериным стоят люди из правительства. «Отомстим за Россию-матушку!» - молится злыдень в храме Христа Спасителя. Тем временем в маленькой православной часовне в американской глубинке хор заводит «Плач Иеремии». Это условный сигнал. «Нас активировали», - говорит глава семьи русских террористов.

Ох, батюшки, опять война холодная. Попер на нас Голливуд.

Герои пропаганды бывшими не бывают. Они лишь спят до поры под старыми обложками, как вампиры в гробах. Чтобы в нужный момент снова встать в строй, как призванный из запаса Джек Райан, борец с советской угрозой из романов Тома Клэнси 1980-х. Классик политического технотриллера умер в прошлом году, но, в гроб сходя, благословил любимого героя на новый раунд противостояния с Россией, приложив руку к сценарию «Джека Райана». Вообще-то сценарий сперва назывался «Дубай» и был написан Адамом Козардом для боевика с Эриком Баной в главной роли. Но пока студия Paramount мариновала этот неведомый шедевр, Россия как раз работала над своим имиджем. И к 2013 г. успешно довела его до той степени чудовищности, которая позволяет снова сочинять про нас параноидальные байки, нагоняя ужас на доверчивого американского обывателя. Козарду предложили все переписать совместно с Клэнси, герою дали знаковое имя, перенаправили из Дубая в Москву, и вот уже Джек Райан едет по Большому Каменному мосту и любуется куполами Василия Блаженного. Будто не прошло четверть века с тех пор, как он охотился за «Красным октябрем», интриговал против председателя КГБ и предотвращал государственный переворот в СССР.

Он снова молод, хотя уже прошел Афганистан. Он снова новобранец невидимого фронта (фильм так и называется: Jack Ryan: Shadow Recruit - российское прокатное название «Теория хаоса» взято, как обычно, с потолка). Он прибыл к нам под видом аудитора с Уолл-стрит, который должен проверить финансовую отчетность компании Чиверина, непрозрачной для американских бизнес-партнеров.

Истинную цель вояжа не знает даже невеста. Но, конечно, придется признаться: «Я работаю на ЦРУ». - «Слава богу! А то я боялась, что ты мне изменяешь!» (давайте снова поаплодируем сценаристам).

Его играет Крис Пайн. Ее - Кира Найтли. Не выдержав разлуки и подозрений, она тоже летит в Москву. Ей предстоит ужин с коварным Чивериным. Но и невесты секретных агентов не лыком шиты. Кира Найтли отвлекает олигарха беседой о Лермонтове и русском романтизме, пока стремительный Джек взламывает коды в чиверинском компьютере, чтобы Америка могла спать спокойно.

Подозрение, что это пародия, возникает каждые пять минут. Но это просто потому, что очень трудно поверить, что в 2013 г. можно было снимать такое всерьез.

Нет, это не пародия и не циничная халтура, в «Джеке Райане» даже чувствуется страсть. Его снял британец Кеннет Брана, отодвинув, возможно, очередную экранизацию Шекспира, которыми увлекается, пока не требует поэта к священной жертве Голливуд.

Брана начинал актером в Королевской шекспировской компании. И теперь играет в собственном фильме ужасного Чиверина с шекспировским размахом. Брана лепит из русского олигарха монументальный трагический образ, и это правильно. У Америки должен быть достойный враг. Не мелкий корыстный пакостник, а романтик, сравнивающий себя с Печориным. Матерый человечище, русский патриотище, готовый умереть за родину от цирроза. Рациональных причин ненавидеть США у него нет, но тем возвышенней ненависть. Два мира - два Шекспира, нашего злодея их дюймом общим не измерить.

За вычетом этой могучей фигуры новый «Джек Райан» - стандартный боевик с погонями, перестрелками и Кевином Костнером в роли седого генерала из ЦРУ, который Джеку как отец родной - строгий, но справедливый.

Все это, конечно, дичь несусветная, но есть ощущение, что они с нами на экране еще повоюют.

В прокате с 16 января