ВТБ выйдет из «Воздушных ворот»

ВТБ планирует продать свою долю в операторе, который управляет петербургским аэропортом «Пулково». Банк вложил в его реконструкцию более 200 млн евро
В новый терминал «Пулково» переведено пока только несколько рейсов/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Группа ВТБ обсуждает возможность продажи своей доли в операторе международного аэропорта «Пулково», сообщил глава ВТБ Андрей Костин в интервью журналу Euromoney. ВТБ принадлежит 57,5% международного консорциума ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), Fraport AG (35,5%) и Horizon Air Investments, дочерней компании греческой Copelouzos Group (7%). По словам Костина, продажа доли может быть осуществлена через IPO или продажу акций стратегическому инвестору. Для ВТБ «Пулково» - интересный и экономически выгодный проект, дальнейшие планы по участию банка в данном проекте обсуждаются, сообщила вчера пресс-служба ВТБ.

ВВСС приступила к операционному управлению аэропортом «Пулково» в апреле 2010 г. на основе трехстороннего концессионного соглашения в рамках ГЧП между правительством Петербурга, ВВСС и городским ОАО «Аэропорт «Пулково». ВВСС по этому соглашению должна была осуществить комплексную реконструкцию аэропорта стоимостью около 1,2 млрд евро и управлять аэропортом в течение 30 лет. Новый терминал петербургского аэропорта с 4 декабря работает в тестовом режиме, поскольку еще не получил в Росавиации сертификат соответствия на осуществление аэропортовой деятельности.

Во Fraport не комментируют возможный интерес к выкупу доли ВТБ. Проект в Петербурге - это большой успех Fraport и других совладельцев ВВСС, в 2013 г. аэропорт перевез рекордное количество пассажиров, сообщила пресс-служба Fraport AG (см. врез). В Copelouzos Group вчера не ответили на запрос «Ведомостей».

Вхождение ВТБ в проект изначально предполагало, что банк не будет оставаться в консорциуме 30 лет, в его задачи входило обеспечение финансовой части проекта, считает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Желающие выкупить у ВТБ долю в ВВСС найдутся, уверен он. Но с учетом непростой экономической ситуации и сложностей, с которыми была сопряжена реализация проекта, скорее всего, рассчитывать приходится на российских инвесторов, в конце концов, кого-то могут и попросить, полагает он. Доля ВТБ может заинтересовать «Новапорт» Романа Троценко, рассуждает источник на рынке. В «Новапорте» и «Аэропортах регионов» (принадлежат группе компаний «Ренова») вчера не ответили на запрос.

По словам Рыбака, доля банка в проекте может оцениваться исходя из суммы вложенных им средств плюс стоимость денег. В 2010 г. Костин рассказывал, что из 1,2 млрд евро около 760 млн консорциум займет у российских и международных финансовых институтов, в том числе у ВЭБа и ЕБРР. А оставшиеся 440 млн евро партнеры должны были инвестировать из собственных средств пропорционально долям в консорциуме. ВТБ, говорил тогда Костин, внесет более половины.

ВТБ оказывал консультационные услуги по привлечению долгосрочного долгового финансирования от 13 международных коммерческих банков и институтов развития, в том числе Uniсredit Bank Austria AG, Raiffeisen Zentralbank и др., сообщила пресс-служба ВТБ. По ее данным, акционеры профинансировали 33%, ВВСС - 7%, остальное - привлеченные средства. Выручка ООО «ВВСС» по РСБУ в 2012 г. составила 7,36 млрд руб., на 18,4% больше, чем в 2011 г. Доходы от авиационной деятельности выросли с 5 млрд до 6 млрд руб., а доходы от неавиационной деятельности - на 25% до 1,2 млрд руб. Прибыль от операционной деятельности составила 1,09 млрд руб.