Бюджет теряет на льготах

Минфин придумал, как оценить потери бюджета из-за нало­говых льгот. Предварительная оценка - более 2% ВВП
Льготы ждет оценка Минфина (на фото - замминистра финансов Сергей Шаталов)/ С. Портер/ Ведомости

В распоряжении «Ведомостей» оказался подготовленный Минфином проект методики оценки налоговых расходов бюджета - потерь из-за недополученных налогов. Провести ревизию необходимо до 15 мая по поручению премьера Дмитрия Медведева. К следующему бюджетному циклу Минфин представит Госдуме список льгот, которые можно отменить с 2015-2017 гг., говорил министр финансов Антон Силуанов в сентябре.

Проект методики направлен в конце прошлого года в аппарат правительства за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова. Сейчас он обсуждается с экспертным сообществом, говорится в ответе представителя Минфина. Достоверность документа подтвердили несколько экспертов «открытого правительства».

Минфин предлагает разделить налоговые расходы на две категории. Первая - элементы базовой структуры налога, обусловленные его «фундаментальной природой». Вторая - сами льготы, т. е. преимущества, которые получают налогоплательщики, «включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере». Их можно заменить расходами бюджета, пишет Минфин, при условии, что их «целевая аудитория» не изменится.

Списка, какие именно льготы следует оценить, в проекте нет. Осенью Минфин уже проводил инвентаризацию льгот за 2012 г. Налоговые расходы он оценил в 1,8 трлн руб., или 2,9% ВВП. В мониторинге (есть у «Ведомостей») преференции были поделены на три типа: прямые льготы, структурные элементы налоговой системы и смешанные. Исходя из данных Минфина, наибольшие потери бюджет несет от прямых налоговых льгот: в 2012 г. они составили 2,08% ВВП, или 1,3 трлн руб. Смешанными (0,51% ВВП, или 317,5 млрд руб.) чиновники назвали четыре инструмента: два по амортизации (премия в 30% и льгота для оборудования с повышенным износом) и две нулевые ставки (на дивиденды от дочерних компаний и НДС от продажи недвижимости). К элементам налоговой системы Минфин отнес только два механизма (0,31% ВВП, или 195 млрд руб.): перенос убытка на налогооблагаемую прибыль и налоговое стимулирование НИОКР.

Выяснить, к какой категории Минфин предлагает отнести четыре смешанные преференции, вчера не удалось. Их нельзя считать прямыми льготами, настаивает партнер KPMG Михаил Орлов. Налогоплательщики обязаны применять нулевые ставки, объясняет он, а ускоренная амортизация не приводит к выпадающим доходам: это лишь перенос налоговых платежей на более поздний период.

Самые дорогие льготы - по НДПИ для выработанных (156 млрд руб., или 0,25% ВВП) и новых (89,4 млрд руб., или 0,14% ВВП) месторождений. В ряде случаев они оказались избыточными, признает аналитик «Капитала» Виталий Крюков, хотя и были эффективны на этапе запуска проектов и для поддержки добычи. Новых проектов могло не оказаться, старые были бы закрыты, говорил сотрудник нефтяной компании.

От льгот для региональных налогов (на имущество, землю, транспорт - всего 0,73% ВВП, или 462 млрд руб.) чаще выигрывают не регионы, а госкомпании, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. От большинства федеральных льгот регионы бы с радостью отказались, считает Вартапетов: их бюджеты перегружены социальными обязательствами, для них важнее налоговые поступления, а не абстрактная инвестпривлекательность.

Методика позволит оценить потери бюджета, а не эффективность льгот, их доступность для налогоплательщиков и активность применения, говорит консультант по налогам «МЭФ-аудит» Эльвира Ягудина. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова ранее указывала, что экономический эффект от 117 из 128 налоговых преференций не оценивается.

Орлов призывает учитывать социальную значимость льгот и стимулирование отраслей. Подобный подход предлагало Минэкономразвития, которое разработало свою методику оценки льгот в баллах в зависимости от их целей: техническая (оптимизация денежных потоков), социальная (поддержка населения) или стимулирующая бизнес. Отказаться можно только от стимулирующих льгот, говорит представитель ведомства: если они не дали сопоставимого с потерями бюджета эффекта в развитии бизнеса, отрасли или региона. К оценке льгот нужно подходить аккуратно, предупреждали представители бизнеса, эффект от льгот не всегда очевиден - например, сэкономленные деньги могут быть переданы акционеру в виде дивидендов, а он их снова инвестирует в производство.