«Мегафон» освобождает из рабства

Раскрыты первые данные о переносе мобильных номеров от одних операторов к другим. Больше всех абонентов привлек «Мегафон» - его выбрали 42,5% «перебежчиков»
42% освободившихся из мобильного рабства абонентов выбрали «Мегафон»/ Е. Кузьмина/ Ведомости

На сайте Центрального НИИ связи (отвечает за ведение базы данных переносимых номеров) опубликован первый список перенесенных номеров. Документ включает в себя данные с 1 декабря 2013 г. по 13 января 2014 г.

За полтора месяца работы услуги MNP операторы перенесли 2598 номеров. Больше всего абонентов выбрали «Мегафон» - 1104, следует из реестра номеров. Следом расположились МТС (810 абонентов), «Вымпелком» (504), Tele2 (144), «Ростелеком» и его «дочки» (21), «Таттелеком» (14) и СМАРТС (1). Данных по оттоку в реестре нет. Реестр будет обновляться еженедельно, говорит представитель Россвязи (ЦНИИС - его подведомственная структура) Владимир Калинин. Он отмечает, что число переключений после новогодних каникул быстро растет (перенесено уже 5495 номеров). Поэтому картина будет меняться ближе к концу I квартала, когда истекает тестовый период запуска MNP.

Распределение рыночных долей среди операторов сейчас выглядит по-другому: «Мегафон» - на втором месте, а лидером по количеству абонентов в России традиционно является МТС. По итогам III квартала 2013 г. на МТС приходилось 30% рынка, на «Мегафон» - 28%, на «Вымпелком» - 24%, на Tele2 - 10%. Еще 8% делят между собой региональные игроки.

Представители МТС, «Вымпелкома» и Tele2 называют данные, приведенные в реестре, «преждевременными». Их можно сравнить с результатами exit poll через час после начала выборов - они нерелевантны и пригодны только для спекуляции, потому что не отражают реальной картины, но позволяют манипулировать настроениями абонентов, возмущается представитель МТС Дмитрий Солодовников. Он говорит, что таблица не отражает оттока - как в рамках MNP, так и обычного оттока (когда абонент просто выбрасывает sim-карту и подключается к другому оператору) - и не дает представления о новых контрактах абонентов, а это десятки миллионов подключений ежеквартально. МТС чувствует себя уверенно, рассказывает Солодовников, у компании самые низкие на рынке тарифы (средняя стоимость минуты разговора - 0,95 руб. по итогам III квартала) и самая высокая лояльность абонентов (при самой большой абонентской базе у компании самый низкий отток среди большой тройки - 9,1%).

Многие участники рынка, включая платежных агентов, были не готовы к переносу номеров, поэтому «Вымпелком» ориентировал своих абонентов на то, чтобы они приходили с заявлениями на перенос только после середины января, вторит коллеге пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, один из операторов попросил компанию начать обработку заявлений на переход абонентов в сеть «Вымпелкома» с 15 января. И только за 15 января в сеть перешло более тысячи абонентов.

В Tele2 тоже за 15 января пришло более 900 абонентов, поскольку в январе компания заново вносила в базу данных заявки, которые по техническим причинам не могли быть обработаны донорами ранее и успели устареть, говорит представитель этого оператора Константин Прокшин. «Ростелеком» и его дочерние операторы начали принимать на обслуживание абонентов с сохранением номера из других сетей в середине декабря, но пока делается это в так называемом «ручном режиме», говорит представитель оператора Валерий Костарев. Еще не закончено внедрение решения по полной автоматизации процесса MNP, объясняет Костарев: эти работы, по его словам, должны быть завершены в конце февраля, после чего оператор будет готов принимать абонентов в короткие сроки, а значит, и цифра переходов вырастет.

Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина называет результаты, опубликованные ЦНИИС, приятными для оператора. Но «процедура переноса работает крайне нестабильно», жалуется она.

Замдиректора департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Вартан Хачатуров ранее рассказывал «Ведомостям», что постановление правительства, которое устанавливало специальный срок тестирования MNP, фактически делало срок запуска конкурентным преимуществом: сливки с рынка снимет тот, кто сумеет запустить услугу быстрее, объяснял тогда он.