Сланцевая нефть из России

Начавшись в серьезных объемах после 2020 г., добыча сланцевой нефти в России достигнет 7% от совокупного объема к 2035 г., говорится в долгосрочном прогнозе BP
А.Махонин/ Ведомости

Добыча сланцевой нефти в России и странах Латинской Америки будет быстро нарастать в ближайшие два десятилетия, считают эксперты BP. В отличие от ряда других организаций в компании полагают, что начавшаяся в США сланцевая революция может распространиться и на другие регионы.

BP признает, что в других странах у нефтедобывающих компаний могут возникнуть сложности, например проблемы с правами на землю или дороговизна бурения. По данным «Лукойла», который ведет опытные работы по добыче трудноизвлекаемой нефти из Баженовской свиты на Средне-Назымском месторождении, стоимость скважины может достигать $10 млн, это примерно в 5 раз больше обычного. Тем не менее, отмечает FT, работы на Баженовской свите, а также на сланцевом месторождении Vaca Muerta в Аргентине уже ведут Royal Dutch Shell и Chevron. Опытную разработку в ближайшие годы планируют начать «Газпром нефть», «Роснефть» и ExxonMobil. По словам Тома Рида, гендиректора Ruspetro, у которой есть участок на Баженовской свите, российские «дочки» нефтесервисных компаний Baker Hughes, Halliburton и Schlumberger уже переправляют в Сибирь оборудование, технологии и команды буровиков с «Баккена» и «Игл-Форда».

«Важный момент, безусловно, это продолжение добычи трудноизвлекаемой нефти в США», - заявил главный экономист BP Кристоф Рюль. Доля трудноизвлекаемой (другое название для сланцевой) нефти, «которая еще несколько лет назад была в буквальном смысле нулевой», составит 7% мировой добычи в 2035 г., к буму присоединятся и другие регионы во главе с Россией и Южной Америкой, сказал Рюль. Ее добыча вырастет на 5,7 млн барр. в день менее чем с 2 млн барр. сейчас.

В России добыча сланцевой нефти, начавшись в серьезных объемах после 2020 г., достигнет 7% от совокупной добычи к 2035 г., говорится в новом докладе BP о перспективах развития мировой энергетической отрасли до этого года. В результате Россия будет добывать 800 000 барр. сланцевой нефти в день, а страны Южной Америки - 700 000 барр.

В прошлом году Управление энергетической информации США (EIA) впервые опубликовало оценку извлекаемых запасов сланцевой нефти и газа в 42 нефтедобывающих странах. Она показала, что Россия занимает первое место в мире по запасам сланцевой нефти - 75 млрд барр., обгоняя даже США (58 млрд барр.). Американские эксперты считают, что почти все запасы сланцевой нефти в России содержатся в нефтеносных отложениях Баженовской свиты в Западной Сибири. Но технически извлекаемые запасы там, даже без учета экономической эффективности, составляют всего 6% из общего объема ресурсов в 1,24 трлн барр.

Тем не менее, по мнению вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна, через 20 лет Баженовская свита может быть основным источником нефтедобычи в России. «Она позволяет более оптимистично смотреть на нефтедобычу в течение следующих 50 лет», - говорил он в прошлом году.

Как отмечает Financial Times, оценки BP противоречат ноябрьским прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), которое заявило, что добыча сланцевой нефти окажет лишь небольшое воздействие на нефтяной рынок и к 2035 г. будет сокращаться. В других странах будет сложно применить необходимые для извлечения нефти из сланцевых пород технологии, которые с успехом используются на основных сланцевых месторождениях США - «Баккен» в Северной Дакоте и «Игл-Форд» в Техасе, посчитали в МЭА.

В США на сланцевую нефть уже приходится 30% суммарной добычи, и в 2014 г. страна, как ожидается, обгонит Саудовскую Аравию и станет крупнейшим в мире добытчиком жидкого топлива, говорится в докладе ВР. Эксперты компании ожидают, что импорт нефти в США сократится почти на 75% в 2012-2035 гг. (сейчас США импортируют около 7 млн барр. в день). При этом рост энергодостаточности США уже меняет мировой рынок нефти и, в частности, ее транспортировки: спрос на поставки нефти в Америку снижается, что заставляет страны ОПЕК, такие как Саудовская Аравия и Венесуэла, уделять больше внимания быстрорастущему азиатскому рынку, перенаправляя поставки туда.