«Нимфоманка» размера ХХХ

Главным хитом Берлинского кинофестиваля - 2014 можно заранее объявлять фильм, который уже идет в европейском прокате. Потому что в Берлине «Нимфоманку» фон Триера покажут целиком
Зрители Берлина увидят много больше/ kinopoisk.ru

Ничего удивительного в этом году берлинская программа не содержит - если не считать одного головокружительного, беспрецедентного трюка, который тянет на магический, но, как обычно, всего лишь демонстрирует ловкость кураторских и режиссерских рук. К нему мы вернемся позже, а пока - беглый обзор того, что предстоит увидеть зрителям и критикам в первой половине февраля.

Чего только ни шили непотопляемому директору Берлинале Дитеру Косслику - и политическую ангажированность, и творческую отсталость, и стремление компенсировать отсутствие интересных картин остросоциальной тематикой. Отсутствие имен. Или неспособность обеспечить важным именам хоть какие-то награды за то, что с неохотой доползли до морозного берлинского конкурса (в прошлом году жюри тут скандально прокатило бесспорных мэтров - Брюно Дюмона и Ульриха Зайдля). Косслик, меж тем, никуда не пропадает и каждый год умудряется из обрезков того, на что уже наложили лапу царственные Канны, собрать вполне приличный конкурс.

Вот и в этом году все на месте: актуальный грек (Яннис Экономидес с фильмом «Небеса»), близкий к бессмертию француз (классик Ален Рене со своей тридцатой полнометражной картиной «Жизнь Райли»), трое китайцев, из которых обласканный в нулевые Каннами Лу Е считается далеко не самым интересным - сюрпризов ждут от «Ничьей земли» его соотечественника Хао Нина.

Вполне скромно, без вызова собрана германская квота, украшенная именем зубра местного околожанрового кино Доминика Графа («Любимые сестры»). Есть целых два дебюта - поэтичный триллер уругвайца Бенджамина Нейштата «История страха» и этническая драма австрийца, видимо, потомка эмигрантов Судабеха Мортезаи «Макондо». Обычно Берлин дебютами радует разве что в параллельных программах - здесь не Локарно. И, увы, не Роттердам - в отличие от голландского форума, который стартует уже завтра и потешит нашу национальную гордость сразу тремя российскими картинами в программе («Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой, «Еще один день» Оксаны Бычковой и «Трудно быть богом», который продолжает фестивальную гастроль), берлинский в этом году российских картин решил не показывать.

Зато все в порядке с представителями североамериканского континента. В Берлине, как и в прошлом году, пройдет премьера нового фильма уже ставшего практически классиком Ричарда Линклейтера - только «Перед полуночью» показали вне конкурса, а «Мальчишество» - уже в его рамках. Откроется же десятидневная киногонка «Гранд-отелем «Будапешт» Уэса Андерсона, снимающего бесперебойного качества псевдоинфантильные, маниакально детализированные драмеди, стабильно радующие верную армию его фанатов.

Андерсон будет главной звездой, но все равно обречен остаться в тени режиссера, который мало того, что покажет свой фильм вне состязания, так еще наверняка и не явится на его премьеру. Которая, по сути, не является премьерой. Речь, конечно, о показе авторской версии первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера. Даже те критики, что обычно машут на Берлин рукой, приедут сюда, чтобы посмотреть, что откромсали от этого арт-порно перед прокатом в их странах. Ситуация складывается уникальная: премьера фильма, который штурмует европейскую кассу с Рождества, а то и раньше, станет главным событием одного из главных киносмотров мира. На то и Триер, чтобы издеваться над самым святым, в том числе и над ненавидимой им фестивальной конъюнктурой.-

Берлинский кинофестиваль пройдет с 6 по 16 февраля 2014 г.