Оценка за прозрачность

Чиновники предложили составить рейтинг госкомпаний и госкорпораций по уровню прозрачности их закупок. Критерии формальны, скептичны эксперты

Минэкономразвития опубликовало в конце прошлой недели методику составления дистанционного рейтинга прозрачности закупок в госкомпаниях и госкорпорациях. Критериями оценки станут наличие внутренних регламентов, возможность обеспечить прозрачность закупок и конкуренцию между поставщиками, снизить риск коррупции и устранить конфликт интересов. Будет также оцениваться, насколько закупки помогают компании решить стоящие перед ней задачи.

В рейтинге будет 10 уровней. Оценка повышается, если за закупками в компании следит специальный коллегиальный орган или если более 80% ее договоров заключены на основе конкурентных процедур. Снижается - если доля таких контрактов меньше 60%, а открыта информация о менее чем 20% процедур.

Дистанционный рейтинг будет присваиваться только на основании публичных документов: внутреннее положение компании о закупках, годовой план, типовые документы. Он станет основой для контактного рейтинга - тут уже у компании будут запрошены закрытые документы, а с ее сотрудниками проведены глубинные интервью.

В прошлом году госкомпании и госкорпорации разместили заказ на 13,927 трлн руб. Эта сумма вдвое превышает консолидированный госзаказ (6,52 трлн руб., информация официального портала www.zakupki.gov.ru). По данным «Национального рейтинга прозрачности закупок» за 2012 г., сегмент государственных корпоративных закупщиков соответствовал уровню «средняя прозрачность», при этом «низкая прозрачность» была у 30% компаний.

За госзакупками следят довольно жестко, а закупки госкомпаний по-прежнему темная зона, сетует федеральный чиновник финансово-экономического блока. Они обязаны обнародовать внутренний документ, регламентирующий госзакупки, а с позапрошлого года - публиковать извещения о покупках. Но информации в извещениях часто недостаточно, констатирует чиновник: лишь о предмете, месте, объеме работ и количестве товара. Даже изначальная цена часто не раскрывается, отмечает собеседник газеты: в отличие от госорганов госкомпаниям достаточно предоставить лишь «сведения о цене», а многие просто пишут - «сведений нет».

С нового года заработал новый закон о федеральной контрактной системе (ФКС, см. врез), которая, по оценке Высшей школы экономики, позволит государственному бюджету сэкономить более 1 трлн руб. (около 15% от консолидированного госзаказа). Но в отличие от чиновников госкомпании добровольно переходят на ФКС и могут продолжить работать по прежнему законодательству (223-й федеральный закон).

Не все госкомпании сразу получат самые низкие государственные рейтинги, есть и хорошие примеры, утверждает другой федеральный чиновник. «Россети» уже фактически работают по методологии Минэкономразвития, рассказывает представитель компании, повышение прозрачности сэкономило компании за девять месяцев прошлого года 32 млрд руб.

Оценка в рейтинге может получиться формальной, не обязательно открытость закупок повысит их эффективность, признает чиновник. Часто по таким методологиям оцениваются совсем не главные показатели, предупреждает Анна Золотарева из Института Гайдара. Грубая ошибка - считать хорошим признаком снижение начальной цены в ходе торгов, приводит она пример, это может свидетельствовать лишь о том, что изначально цена была завышена.

Низкое место в рейтинге проблемой для госкомпаний не станет: основывать только на нем суждения о закупочной деятельности компании нельзя, подчеркивается в документе. Необходимо разобраться, кто истинный бенефициар господрядчиков и насколько эффективно компания тратит средства, отмечает федеральный чиновник: нужен внутренний глубокий аудит, а ресурсов для его проведения нет. Еще в декабре 2011 г. Игорь Сечин, который тогда занимал должность вице-премьера (сейчас президент «Роснефти»), потребовал от 21 госкомпании собрать информацию о бенефициарах контрагентов. Позже он рассказывал, что было выявлено более 200 случаев сокрытия должностными лицами сведений об участии в коммерческих организациях.