Сноуден урезал спецслужбу

Президент США объявил о сокращении программ по электронной слежке, которой занимается Агентство национальной безопасности (АНБ)

В пятницу вечером Барак Обама выступил с речью, в которой объявил об изменениях в политике АНБ по слежке за иностранными и американскими гражданами. Комиссию, которая должна была разработать план этих изменений, администрация США создала в прошлом году после скандала, вызванного разоблачениями бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена.

Обама заявил, что изучение американских программ слежки не выявило нарушений закона. Президент США поручил разработать новый порядок хранения метаданных (сведений о телефонных и других соединениях в телекоммуникационных сетях), теперь за это будет отвечать не АНБ, а другая организация, которую предстоит определить. Генпрокурор США будет следить, чтобы спецслужбы получали доступ к собранным данным только по решению секретного суда о надзоре за иностранными разведками или в экстренных случаях без суда. Спецслужбы должны будут отобрать представителей общественности, которые могли бы взаимодействовать с этим судом с целью контроля за сбором данных.

АНБ перестанет прослушивать несколько десятков лидеров дружественных США государств, за исключением все тех же «экстренных случаев». Сейчас АНБ может прослушивать тех, чьи номера отстоят на три шага от телефонов террористов, количество этих шагов уменьшится до двух. Сбор коммерческой тайны иностранных государств и компаний в интересах американского бизнеса не будет более «законной целью» спецслужб США, и собирать ее можно будет только в интересах национальной безопасности.

Большая часть этих мер носит декларативный характер и на практике сводится к нулю упоминаниями об «особых случаях», считает Андрей Солдатов из центра «Агентура». Однако предложения об участии представителей общественности в контроле за программами слежки, если они будут результативными, действительно помогут создать институциональные сдержки для программ слежки, полагает эксперт. Он считает значимым тот факт, что Обама не согласился с предложениями передать хранение собираемых АНБ метаданных самим провайдерам, как это принято в Европе и как сейчас это планируется сделать в России.

По словам бывшего сотрудника российских спецслужб, хранение метаданных самими провайдерами не только ведет к росту их расходов, которые они перекладывают на клиентов, а в российских условиях имеет еще и коррупционные риски.