Все дороги ведут в банк

Правительство нуждается в посторонней помощи, чтобы предотвратить нецелевые траты на мегапроектах. Следить за строительством ЦКАД государству помогут банки
Правительство надеется, что очередное кольцо вокруг Москвы будет строиться без перерасхода/ А. Соломонов/ РИА Новости

Банк обеспечит, чтобы платежи соответствовали смете и производились в нужное время, в нужном объеме и по нужной статье, объясняет директор электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров, а также проверит получение и исполнение платежа. Под контроль подпадут и аванс, и оплата работ, следует из проекта технического задания, банк после проверки исполнения работы и ее соответствия смете сам решит, перечислять ли средства.

Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил госкомпании «Автодор» ввести для первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) обязательное банковское сопровождение (копия поручений есть у «Ведомостей»).

Президент Владимир Путин распорядился выделить на ЦКАД 150 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ). Всего ЦКАД обойдется в 300 млрд руб., идет конкурс на первую секцию (49,5 км, см. врез), стартовая стоимость - 52,4 млрд руб., частник вложит 6,77 млрд, остальное - государство, средств ФНБ не потребуется, объяснял представитель «Автодора». Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов обещает, что на этом проекте будут опробованы все процедуры, которые позволят сделать его максимально прозрачным и эффективным.

К марту «Автодор» должен провести конкурс на банковское сопровождение и строительный контроль для первой секции ЦКАД. Сейчас техническое задание обсуждается в «открытом правительстве».

Правительство понимает, что у общества есть недоверие к мегапроектам, констатирует партнер ФБК Игорь Николаев, логично переложить эту функцию на банки: контроль платежей ­­- их работа.

Банковское сопровождение предполагает, что для расчетов по строительному контракту в банке будет открыт обособленный счет. Основная идея - отделить инвестиционный поток от хозяйственной деятельности подрядчика, объясняет сотрудник крупного банка: инвестиционные ресурсы, поступая на баланс подрядчика, смешиваются с оборотными деньгами и отследить их уже невозможно.

Появляется третья сторона, которая проследит за каждым рублем, выделенным на проект, резюмирует сотрудник крупной строительной компании, закрывать глаза на подозрительные операции банку будет невыгодно и нецелевые расходы станут возможны, только если сработает «человеческий фактор».

Госзаказчики могут, но не обязаны использовать банковское сопровождение по закону о федеральной контрактной системе (заработал с этого года). Эта мера применяется редко, говорят банкиры. Сбербанк по распоряжению правительства вел банковское сопровождение строительства второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге, рассказывает представитель банка, а во исполнение указа президента - четырех дальневосточных проектов «Русгидро».

На госконтрактах эта мера пока в новинку, замечает Черногоров, банковское сопровождение на проекте ЦКАД будет первым опытом такого масштаба. Контракт на банковское сопровождение заинтересует все крупные банки, считает Черногоров, банки и так проверяют платежи, у многих уже есть партнерские подрядные компании, которые занимаются строительным контролем, теперь на этом можно будет заработать и заодно получить дополнительные средства на счетах. Расходы заказчика совсем невелики, тем более в масштабе такого крупного проекта, продолжает Черногоров: тарифы банков на сопровождение начинаются с 20 000 руб. в квартал.

Заказчик страхует риски, а надежный подрядчик получает гарантии своевременной оплаты работ, указывает на плюсы участия банка Павел Турбанов из «Трансстроя».

Контролировать нужно не только расчеты заказчика с генподрядчиком, но и его расчеты с субподрядчиками, замечает сотрудник крупного банка: можно открыть обособленные счета вообще по всей цепочке вплоть до поставщиков первичных материалов.

Строители теперь будут бояться банков больше, чем любого государственного контролера, иронизирует сотрудник строительной компании.