Грузовики вернутся на ЗиЛ

Совместное предприятие группы Сбербанка и правительства Москвы по сборке малотоннажных грузовиков заработает весной 2014 г.
На ЗиЛе недавно уже собирали легкие коммерческие автомобили - «Бычки»/ Smartmoney

Создание совместного предприятия одной из компаний группы Сбербанка и правительством Москвы, владеющим 64% в АМО «ЗиЛ», завершится к апрелю 2014 г., рассказали «Ведомостям» сотрудник мэрии и человек, близкий к ЗиЛу. Соглашение о намерениях стороны подписали в 2012 г., а юридически обязывающий договор - в конце 2013 г., сообщили оба.

СП будет создано на базе 100%-ной «дочки» ЗиЛа - «МосавтоЗиЛа»: структура Сбербанка получит в ней 51%, у ЗиЛа останется 49%, продолжают собеседники «Ведомостей». По их словам, группа Сбербанка внесет в СП активы российского автозавода «Дервейс» (выпускает легковые автомобили китайских брендов), а правительство Москвы через ЗиЛ - здания и сооружения на участке в 50 га с правом долгосрочной аренды, а также AMO Plant, сборочный завод в Латвии, выпускающий по лицензии автобусы и трактора (по данным сайта компании, у правительства Москвы в этом заводе 92,6%, у ЗиЛа - 4,4%, остальное - у местных властей). Предполагаются также денежные взносы, заключил один из собеседников «Ведомостей», но суммы не назвал.

Представители Сбербанка и московской мэрии не стали сообщать более подробной информации о совместном предприятии.

Основная задача СП - организация контрактного производства легких коммерческих автомобилей (LCV) иностранных марок. Выпуск может начаться в апреле-мае 2014 г., утверждают собеседники «Ведомостей», сначала это будет крупноузловая сборка, а затем - полный цикл производства со сваркой и окраской. Проектная мощность составляет 50 000 LCV в год. Легкие грузовики будут выпускаться двух марок - Fiat и Renault, говорит один из собеседников «Ведомостей». Ведутся переговоры о производстве двух моделей - Fiat Ducato и Renault Master - в исполнениях фургон, автобус и проч., сказал представитель Сбербанка. Он напомнил, что соглашения о намерениях и с Fiat, и с Renault заключены 1 августа 2013 г., и сообщил, что юридически обязывающие документы могут быть подписаны в ближайшее время.

Переговоры еще не окончены, подтвердил представитель Renault: «Производится анализ необходимых инвестиций и рентабельности, обсуждаются связанные с этим вопросы». Получить комментарии Fiat вчера не удалось.

Стоимость проекта не раскрывается; в 2012 г. говорилось о 12 млрд руб. Основные деньги - кредитные, их выделит Сбербанк, знает один из собеседников «Ведомостей», но о какой сумме может идти речь, не говорит.

Чтобы получить льготы на ввоз комплектующих для этого производства, ЗиЛ купил контрольный пакет саратовской компании «Химэкс», у которой есть соглашение о промсборке. Льготы может получить и «Дервейс», когда станет «дочкой» «МосавтоЗиЛа», заметил один из собеседников «Ведомостей».

В 2013 г. российский рынок легкого коммерческого автотранспорта, по предварительной оценке, упал на 15%, в 2014 г. может сократиться еще на 5-7%, но в перспективе рост возобновится, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Те, у кого есть производства в России, находятся в более выигрышном положении: они смогут минимизировать издержки за счет локализации и льгот по промсборке, продолжает он.

Российский рынок коммерческих автомобилей в ближайшей перспективе может получить дополнительную поддержку от правительства, напоминает первый вице-президент группы компаний «Автоспеццентр» Алексей Тузов: в частности, Минпромторг обсуждает меры, стимулирующие обновление парка LCV.

Выгода ЗиЛа - в загрузке площадей, в стабильном доходе от контрактной сборки и в расширении возможностей за счет новых площадок, заключает Удалов.

Как будут использоваться новые площадки на ЗиЛе, пока не решено, сообщил один из собеседников «Ведомостей».