Торговцев потянуло на публику

2014-й может стать годом IPO российских ритейлеров. На биржу собираются Metro, «Лента», «Детский мир» и «Обувь России»
C. Портер/ Ведомости

Наблюдательный совет германского ритейлера Metro AG одобрил подготовку к первичному размещению на бирже бумаг российского дивизиона - Metro Cash & Carry, говорится в сообщении группы. В первом полугодии 2014 г. на Лондонской фондовой бирже будет продано до 25% Metro Cash & Carry. По данным «Ведомостей», банки пока не получили мандаты на организацию размещения, основные претенденты - Goldman Sachs и Сбербанк.

Весь российский бизнес Metro, если размещать его целиком, может быть оценен в 4,6-6,8 млрд евро, подсчитывали в конце 2013 г. аналитики Morgan Stanley, исходя из мультипликатора EV/EBITDA 7,4-10,9. А продав на бирже 30%-ный пакет, группа может привлечь 1,1-1,6 млрд евро, этого хватило бы на 75-100 новых магазинов, т. е. бизнес Metro в России вырос бы более чем вдвое.

Сейчас германская компания управляет 70 центрами мелкооптовой торговли в 45 регионах России. Основные клиенты гипермаркетов - небольшие магазины, гостиницы, рестораны и кафе. Ритейлер входит в пятерку крупнейших по торговой площади в России (после «Магнита», X5 Retail Group, «Ашана» и «Дикси», по данным Infoline за первое полугодие 2013 г.).

Размещение позволит более динамично развивать бизнес группы, приводятся в заявлении Metro слова ее гендиректора Олафа Коха. Глобальный бизнес Metro разочаровывал инвесторов в последние кварталы: весной 2013 г. Metro впервые с листинга в 1996 г. сократила дивиденды и сообщила о падении прибыли из-за снижения потребительского спроса в Европе. В октябре - декабре 2013 г. квартальная выручка Metro оказалась ниже, чем в том же периоде 2012 г., из-за валютных колебаний и низких продаж в рождественский сезон. При этом у российской «дочки» Metro дела идут прекрасно - она зарабатывает больше, чем любое другое региональное подразделение группы, отмечает Morgan Stanley.

В 2014 г. выручка российского бизнеса может вырасти до 5,1 млрд евро (8% мировых продаж), а операционная прибыль, EBIT, достичь 515 млн евро (30% всей EBIT), прогнозируют аналитики инвестбанка.

Для германской компании IPO российской «дочки» - «прекрасная возможность продать часть бизнеса по мультипликаторам в 2 раза выше собственных», говорит управляющий портфелями акций Concern General Invest Владислав Метнев. Metro сейчас торгуется по мультипликатору EV/EBITDA на уровне 5,47 (для расчета берутся прогнозные показатели на 2014 г.). Аналогичный показатель «Магнита» существенно выше - 11,08, приводит данные Метнев.

Помимо российской «дочки» Metro в первом полугодии 2014 г. на биржу может выйти другой крупный российский ритейлер, специализирующийся на гипермаркетах, - «Лента». Она может разместить расписки на сумму не менее $1 млрд при оценке бизнеса около $5 млрд, говорили в прошлом году источники в банках - организаторах размещения. Также возможность провести IPO рассматривает «Детский мир». По данным источников Bloomberg, мандаты на размещение ритейлера объемом около $500 млн получили Credit Suisse и JPMorgan. «Обувь России», планировавшая IPO сначала на конец 2013 г., а потом отложившая его на начало 2014 г., сейчас решает, проводить ли размещение вообще, сказал источник, знакомый с планами компании.

Потребительский сектор был одним из немногих, который смог поддержать уверенные темпы роста в 2013 г., рассуждает Метнев, и инвесторы готовы платить с премией за российские быстро растущие компании. Кроме того, розница остается сектором, где еще не успели отметиться госкомпании и сохраняется конкуренция, предполагающая, что лидерами становятся компании с конкурентными бизнес-моделями и эффективным менеджментом.

IPO российских торговцев больше приносят эмитентам, чем инвесторам, указывает управляющий директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко: «Объективно говоря, из российских ритейлеров только одна компания заработала много денег для инвесторов. Это «Магнит». Остальные по разным причинам не показывают таких успехов».