От редакции: Россия в песках

А. Махонин/ Ведомости

В преддверии Всемирного экономического форума в Давосе традиционно публикуются замеры инвестиционных надежд. Как показывают опросы PwC (см. стр. 01) или Bloomberg, инвесторы настроены очень оптимистично в отношении развитых экономик, прежде всего США, и пессимистично - в отношении развивающихся, особенно стран БРИК.

66% опрошенных Bloomberg заявили о более позитивном настрое, чем год назад. 46% назвали США наиболее привлекательным рынком для инвестиций (9% - против), 40% - за ЕС (11% - против). Против инвестиций в Бразилию высказались 33% (за - 7%), в Китай - 29% (за - 12%), в Россию - 27% (за - 8%), в Индию - 25% (за - 11%).

Аналитики также хоронят БРИК как устаревший маркетинговый продукт, одновременно стараясь придумать новый: в него в различных сочетаниях могут войти Индонезия, Мексика, Польша, Турция, Филиппины, Южная Корея, даже Нигерия (так сказать, «Россия в песках»). Автор аббревиатуры БРИК Джим О'Нил (он придумал ее в 2001 г., будучи главным экономистом банка Goldman Sachs) в прошлом году предложил новую: МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия, Турция).

Можно найти в этих оценках объективные экономические и субъективные «модные» причины.

Быстрый рост экономик БРИК в 2000-е был основан на низкой базе, кредитном и сырьевом буме - все эти факторы уже не работают. Стоимость рабочей силы выросла, производительность труда отстает. Для преимущественно сырьевых Бразилии и России опасно вероятное снижение цен на нефть (-3% в 2014 г., по прогнозу МВФ, при том что фактор снятия санкций с Ирана оценить сложно). В ситуации, когда развитые страны восстанавливаются после кризиса, отток капиталов туда вполне объясним, и он дополнительно ударит по развивающимся.

«Ловушка среднего дохода», о которой почти с гордостью говорит Дмитрий Медведев, на самом деле опасная вещь, из которой тяжело выбраться: нужен высокий уровень образования населения и значительная доля высокотехнологичной продукции в экспорте. Между тем в России уже говорят о стагфляции, которая - в случае если наступит - принесет с собой социальные риски. Реальные доходы и потребительская активность уже снизились в конце 2013 г.

Судя по всему, БРИК уходит в историю. Однако это не означает нового успеха МИНТ или какой-нибудь иной маркетинговой аббревиатуры. Тем не менее моду можно использовать - и страны БРИК пытались это делать, например, во внешнеполитической сфере. Может быть, новые горячие экономики используют моду иначе: например, проведут эффективные реформы, которые позволят им после завершения модного цикла остаться на новом уровне развития. «Плохие времена способствуют хорошей политике, хорошие времена - плохой», - говорит министр финансов Индонезии Мухаммад Хатиб.