Восприимчивость к счастью

Тридцатилетняя Ксения Букша сочинила стильный роман о жизни, гибели и воскрешении советского оборонного завода

Книгу сопоставимой силы и убедительности вряд ли смог бы сочинить писатель старшего поколения, связанный с советской эпохой теснее. Дистанция обеспечила роману необходимую легкость и сжатость, а печаль об исчезнувшем мире сделала не надрывной.

Ксения Букша пока что нуждается в представлении - петербуржский автор нескольких книг прозы и множества стихотворений. Но скоро нужда в аттестациях отпадет, потому что роман «Завод «Свобода» наверняка прогремит. Это и в самом деле блестящий текст о созданном в 1920-е годы и убитом новой эпохой и государством заводе, написанный без проклятий и лишних слез.

Компактный роман весом и зрим, и его визуальность, внимание к цвету неба, одежд и стен - часть замысла: так как перед нами имитация сценария документального фильма о жизни завода «Свобода», выпускающего радиоэлектронные устройства для нужд страны и обороны.

Соединение точности в цветопередаче и отборе слов дает вполне ослепительный эффект. «Над проходной прикреплен прожектор, луч света указывает круто вверх. В луч то и дело залетают множественные снежинки, толкутся там жгучим порохом, мелкие, как искры. При таком морозе снег не то что трещит, а прямо-таки визжит под ногами заводчан, которые, не дыша, спешат домой, навстречу Новому году».

Переведя дух и опомнившись от столь живо показанного мрака, мороза, безнадежности и вместе с тем юности, «лихорадочной и бессонной восприимчивости к счастью», мы снова зачарованно погружаемся в поток монологов о том, как дружно трудились, как всем заводом выходили на первомайские демонстрации, как решали самые сложные производственные проблемы в любимой рюмочной «Радионяня» и с каким трудом выживали работницы вредного гальванического цеха. Пока наконец не задаемся неизбежным вопросом: откуда? Как все это, включая лексику, все эти «мне посчастливилось работать», поговорки и анекдоты - про накакавшую птичку, например, - узнал и прочувствовал автор столь нежного возраста?

У загадки простая разгадка - Ксения Букша сама раскрыла ее в одном из интервью: за «Свободой» стоит реальный завод. Ксения Букша действительно выслушала десятки людей, экс-директоров, инженеров, наладчиц, токарей, делая вместе с друзьями брендбук одного питерского завода. И, опираясь на услышанное, создала свой великолепный и смелый роман.

Его великолепие - в отточенности формы, перед нами ни на мгновение не документальное, но стопроцентно художественное произведение. Это ведь художник построил его здание, отчасти в духе советского конструктивизма. И это дыхание художника согрело истории «профсоюзного филолога» Танечки S, мудрого директора завода N (почти все герои названы вот так, латинскими буквами), юриста Инги, токарей, уборщиц, инженеров. И это его мастерство убедило нас в том, что завод и правда живой организм, а «народ» - не словечко из пропагандистских советских сочинений, а живое тело, которому бывает и больно, и весело, и грустно.

Ксения Букша. Завод «Свобода». М.: ОГИ, 2014