«Акрон» ищет дешевые деньги

«Акрон» ищет новых партнеров для самого дорогого проекта - разработки Талицкого калийного участка

«Акрон» выкупил у Райффайзенбанка 10,95% акций Верхнекамской калийной компании (ВКК, «дочка» «Акрона», владеет лицензией на Талицкий участок) за 4,177 млрд руб., говорится в отчете компании по МСФО. Таким образом, «Акрон» увеличил свою долю в ВКК до 70,9%. Представитель Райффайзенбанка на вопросы не ответил.

Акции ВКК Райффайзенбанк приобрел в декабре 2012 г. Тогда «Акрон» привлекал инвесторов для финансирования проекта по освоению Талицкого участка Верхнекамского месторождения в Пермском крае. Пакеты акций ВКК также купили ВЭБ (20% минус 1 акция) и Евразийский банк развития (ЕАБР, 9,1%). Райффайзенбанк тогда получил 8,95%, а затем увеличил пакет до 10,95%, пояснил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.

Но в прошлом году «Акрон» задумался над удешевлением финансирования и решил частично сменить инвесторов ВКК. Условия финансирования, предложенные банками, не кажутся такими выгодными, как те, на которых можно привлечь средства сейчас, объясняет председатель совета директоров «Акрона» Александр Попов. Пакет Райффайзенбанка выкуплен в соответствии с этими планами, сказал он.

В отчете по МСФО за девять месяцев 2012 г. «Акрон» раскрывал, что выкупит акции ВКК у банков в 2019-2024 гг. Условия выкупа не раскрывались, Попов говорил лишь, что заключен целый комплекс пут- и колл-опционов. Если Райффайзенбанк докупал 2% акций ВКК по той же цене, по которой приобретал первые 8,95%, выходит, продать акции удалось на 11,3% дороже. Это неплохая доходность для банка, учитывая, что за прошлый год «Акрон» подешевел на 31% и резко упали цены на калий, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Денис Ворчик.

Выкупать акции у ВЭБа и ЕАБР «Акрон» не будет. «У нас сейчас для продажи уже есть практически 19%», - объяснил Попов. С новыми инвесторами «Акрон» пока не определился, но речи об увеличении долей существующих акционеров не идет, добавил он. Представитель ВЭБа подтвердил, что банк не будет продавать акции. Его коллега из ЕАБР на вопросы не ответил.

Калий нужен «Акрону» для производства сложных удобрений (на их долю в 2012 г. приходилось 42% выручки компании), сейчас сырье он покупает у единственного российского производителя - «Уралкалия». ВКК получила лицензию на его разработку в 2008 г., заплатив за нее $700 млн. Инвестиции в проект оценивались в $2 млрд - это самый дорогой проект компании. В 2012 г. ВКК начала строить Талицкий ГОК, но после смены стратегии «Уралкалия» и резкого падения цен на рынке отложила срок его запуска с 2017 на 2021 г.

«В связи с переносом срока ввода проекта вопрос о сиюминутном финансировании у нас не стоит. Есть возможность воспользоваться сложившейся паузой, чтобы удешевить финансирование», - рассказывает Попов, уточняя, что деньги компании понадобятся не раньше начала 2015 г.

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова считает, что у «Акрона» «в запасе может быть еще года два-три». Сейчас, по ее словам, деньги будет найти очень сложно. «При низких ценах на калий вкладываться в новые месторождения не имеет смысла. Впрочем, «Акрон» всегда обладал способностью вытягивать абсолютно нереалистичные сделки», - говорит она. Восстановления цен на калий уровня 2012 г. ($400/т) аналитики ждут через несколько лет.