Банки против централизации

Планы ЦБ перевести основные внебиржевые сделки на биржу натолкнулись на протест основных участников рынка. Старая модель работы дешевле и удобнее

Вчера на круглом столе в Московской бирже представители регулятора и площадки встретились с представителями 29 банков и экспертами. ЦБ и регулятор агитировали банки проводить внебиржевые сделки с деривативами с участием Национального клирингового центра (НКЦ, центральный контрагент).

Внебиржевой рынок деривативов - очень крупный рынок, по оценкам управляющего директора по срочному рынку Московской биржи Романа Сульжика, сейчас на нем открыто позиций по свопам на $50-100 млрд. Московская биржа в конце октября запустила специальный сервис для таких сделок. Тогда же руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов говорил, что через полтора года регулятор может обязать проводить внебиржевые сделки с деривативами только через НКЦ.

Но пока спрос на услугу невысок: подключилось 12 банков, а открыто позиций по свопам лишь на 1,5 млрд руб. (данные биржи). При этом Сульжик вчера предложил банкам несколько нововведений, которые, по его мнению, сделают услугу удобнее. В частности, снижение фиксированного гарантированного обеспечения с 10 млн до 1 млн руб., возможность долларового обеспечения, а также начисление процентов на маржу в размере ставки Ruonia минус 100-300 базисных пунктов. Также биржа планирует разрешить проведение сделок без НКЦ, т. е. участники рынка будут нести кредитный риск контрагента, но получат возможность совершить стандартизированную биржей сделку. «Для этого не потребуется внесения маржи, такая сделка будет дешевле», - заметил Сульжик.

«Мы обязаны по требованиям G20 завести вас на биржу, и мы пытаемся найти стимулы, чтобы вас завести сюда, - чтобы были и волки сыты, и овцы целы», - заявила замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Лариса Селютина. Она предложила свои меры для привлечения банков на биржу. По словам Селютиной, сейчас ведется работа над тем, чтобы центральный контрагент соответствовал международным стандартам, например в случае дефолта одного из участников. Правда, заметила, что даже при решении этой проблемы «не видит по лицам собравшихся», что они «побегут заводить деривативы на биржу». Как пояснил Сульжик, для того чтобы заработал предложенный Селютиной механизм - возможность передавать позиции клиента от одного банка к другому, - нужны поправки в закон о банкротстве и о клиринге, допускающие перевод позиций и имущества клиентов к другим участникам клиринга.

Селютина правильно уловила настроение представителей банков. Многие были настроены пессимистично. «Большинству компаний взять деньги для того, чтобы ежедневно рассчитывать маржирование, просто неоткуда, они готовы хеджироваться только тогда, когда хедж не выведет компанию из строя. Заставить компании заключать сделки на бирже по единой модели - это утопия, они просто перестанут заключать сделки», - заявил Игорь Голутвин из «ВТБ капитала». Он резюмировал, что есть две проблемы перевода сделок на биржу: неготовность IT-систем и экономическая нецелесообразность. Тезис о неготовности IT-систем поддержал и Станислав Ярушевичюс из ING. «Даже с условием выплаты процента на маржу сделать сделку напрямую с банком дешевле», - считает Голутвин. «Это неинтересно, и на биржу нас можно загнать исключительно принудительно, мы не хотим «страховаться» в одной компании, мы хотим использовать свою экспертизу оценки кредитного риска», - поддержал его Селим Аргазаров из Металлинвестбанка.