Государство заплатит за вагоны

Чтобы увеличить спрос на инновационные вагоны, которые выпускают только два завода в России, государство потратит 7,1 млрд руб. из бюджета

Государство предлагает два варианта поддержки спроса на инновационные вагоны (нагрузка на ось - от 25 т): компенсация процентной ставки лизингового платежа (до 90% ставки рефинансирования ЦБ) либо скидка на аванс при утилизации старого вагона, говорится в постановлении, опубликованном на сайте правительства. В 2014-2016 гг. на льготы покупателям будет потрачено 7,1 млрд руб. В этом году - 2,61 млрд руб., в следующем - 2,35 млрд, в 2016 г. - 2,22 млрд.

Меры стимулирования спроса на инновационные вагоны обсуждаются уже несколько месяцев. Осенью прошлого года Минпромторг предлагал ввести премию для покупателей инновационных вагонов - до 130 000 руб. - при условии утилизации старого вагона. Но декабрьский вариант предусматривал только компенсацию процентных платежей в течение первого года действия договора для лизинговых компаний (90% от ставки рефинансирования ЦБ) .

Инновационные вагоны производят Тихвинский вагоностроительный завод (входит в Объединенную вагонную компанию (ОВК) группы ИСТ) и государственный «Уралвагонзавод». В 2013 г., по данным агентства «Infoline-аналитика», Тихвинский завод (выпускает только инновационные вагоны) увеличил производство в 2,5 раза до 3238 шт. «Уралвагонзавод» - сократил на 26,5% до 20 560 шт. Но сколько из них пришлось на модернизированные модели - неясно. Представитель ОВК от комментариев отказался. Связаться с представителем «Уралвагонзавода» не удалось.

Компенсация процентной ставки может достигать 200 000 руб. на один вагон, компенсация авансового платежа - 400 000 руб., подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но это все равно не покроет разницу между инновационным вагоном (стоит 2,2-2,3 млн руб.) и обычным (1,6 млн руб.), отмечает он. Таким образом, вагон с повышенной нагрузкой на ось выгодно покупать, только имея тарифную скидку (до 6%, действует с прошлого года), объясняет он. Пока инновационные вагоны покупают не железнодорожные операторы, а грузоотправители. Спрос среди операторов может подстегнуть ограничение сроков службы старых вагонов, отмечает эксперт.