Второй мир: Последняя битва уходящей эпохи

Вчерашний день не принес надежд на мирное разрешение конфликта. Власть не готова на уступки. Не готовы и протестующие/ Valentyn Ogirenko/ Reuters

Борьба за Украину, бессмысленная и безрезультатная, которая ведется Россией и Западом около двух десятилетий, вступила в свою самую разрушительную стадию. Если ситуация начнет развиваться по худшему сценарию, с серьезным кровопролитием и исчезновением дееспособного центрального правительства, то речь уже вообще не будет идти о чьей-либо победе. В последние месяцы Россия, Евросоюз и США непрерывно наращивали ставки в украинской игре и теперь рискуют оказаться на грани острого политического кризиса, который надолго отравит их отношения.

Ситуация вокруг Украины нелепа, поскольку идет вразрез с глобальными политическими интересами всех вовлеченных в нее крупных игроков. Их действия диктуются иррациональными страхами и стереотипами, относящимися к ушедшей эпохе большой европейской политики XVII-XX вв. Это было время, когда судьба мира решалась на полях Европы, в центре развития мировой экономики, науки, техники и культуры. Влияние в Европе означало глобальное влияние. Гегемония в Европе означала мировую гегемонию.

Россия была огромной, но бедной аграрно-сырьевой империей, боровшейся за влияние на более богатые страны Запада, за доступ к морям, к плодородным землям на юге и западе. Порой приближаясь к роли европейского гегемона, большую часть времени она боролась с попытками гегемонии со стороны других стран. Многие направления русской имперской внешней политики были унаследованы СССР. Европа была главным театром холодной войны.

Все это в прошлом. Судьба мира уже не будет решаться на полях Европы - она будет решаться на морях, омывающих Восточную и Южную Азию. Центром мирового экономического роста является Азия. Промышленный рост и создание новых технологий происходят главным образом в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). США открыто объявили о переносе в Азию центра тяжести своего военного строительства. Россия без публичных заявлений делает то же самое.

Европа превращается в стратегическую периферию, и европейцы сами это осознают: в последние годы заметные усилия дипломатии Европейского союза направлены на то, чтобы найти для себя хоть какую-нибудь нишу в дискуссиях по проблемам региональной безопасности в АТР.

Глубокомысленные заявления о судьбоносной роли Украины для будущего России и Восточной Европы описывают уходящую реальность. В том числе и эта фраза Збигнева Бжезинского: «Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем подчиненной, Россия автоматически превращается в империю».

Будущее России предопределено ее географией и демографией. Россия была, является и в обозримом будущем будет оставаться прежде всего экспортером сырья. Рост спроса на сырье происходит там, где есть рост массового промышленного производства. Рост массового промышленного производства происходит не в Европе, а в Азии. Нет никаких оснований ожидать бурного развития в Европе массовой ресурсоемкой промышленности.

Несомненно, ЕС еще долго будет крупнейшим экономическим партнером России, но его роль будет постепенно снижаться. Еще недавно крупнейшим торговым партнером России была Германия, теперь ее далеко опередил Китай. Экономическая активность в России будет смещаться на восток. В это трудно поверить сейчас, но рано или поздно экономически активное население нашей страны вновь потянется за Урал. Идея переноса столицы в Сибирь когда-то воспринималась как совершенная фантастика, но постепенно она овладевает умами и даже начинает публично поддерживаться политиками (например, нынешний министр обороны Сергей Шойгу высказался за это в апреле 2012 г.).

Вне контекста уходящей в прошлое эпохи большой европейской игры великих держав Украина перестает быть ключевым призом. Она становится просто несостоявшимся государством, балансирующим на грани дефолта, лишенным всякого международного авторитета, с недееспособным госаппаратом, разрушенной экономикой, расколотым населением, ограниченными ресурсами. Между тем борьба за Украину является одним из главных раздражителей в отношениях России и США. Общий климат недоверия мешает взаимодействию РФ не только с Вашингтоном, но и со всей возглавляемой США системой азиатских союзов, в которые входят некоторые из крупнейших мировых экономик.

Разумеется, у России есть ряд важных экономических и военно-политических интересов на Украине, которые она будет защищать любой ценой. Но речь едва ли идет о планах раскола, полной или частичной аннексии или подчинения Украины. Это сомнительное предприятие не принесло бы явных выгод, но создало бы целый ворох нерешаемых проблем. С другой стороны, Евросоюз и США, ведущие борьбу с химерой возрождения Российской империи, также не готовы брать на себя ответственность за Украину.

Открытость Украины влиянию как с Востока, так и с Запада означает, что ни одна из сторон не сможет победить. Интересы каждой из сторон на Украине ограничены и во многом сводятся к недопущению доминирования там оппонента. Борьба, таким образом, бесперспективна и разрушительна для всех ее участников.

Обеим сторонам в силу культурных и исторических причин трудно признать, что украинский вопрос - достояние прошлого. В России даже некоторые оппозиционные политики считают, что Россия и Украина рано или поздно станут единым государством. В ЕС борьба за интеграцию Украины является важным элементом внешней и даже внутренней политики некоторых стран-членов, таких как Польша. Но рано или поздно надо будет открыто сказать, что интересы всех крупных игроков на Украине ограничены и в реальности не противоречат друг другу. Будущее решается в других частях мира. Украину надо предоставить самой себе.