Бизнес на подглядывании

На Западе стремительно развивается новый рынок - за перемещением покупателей следят через сенсорные приборы. Компании растут как грибы. Но их бизнес возмущает простых граждан
AP

Фэн Цанг, владелец модного ресторана азиатской кухни Happy Child в деловом квартале Торонто, знает, что 170 его клиентов в ноябре побывали в ночных клубах, 250 ходили в том же месяце в спортзал, а 216 регулярно приезжали в деловой центр из Йорквилла, фешенебельного квартала, расположенного по соседству. Всю эту информацию Цанг получает без ведома посетителей ресторана, не задав им ни единого вопроса.

Цанг - клиент небольшой компании Turnstyle Solutions, которая существует всего год, но уже успела разместить сенсорные приборы слежения в радиусе 1,2 км в деловом центре Торонто. Приборы отслеживают перемещения покупателей по городу.

Сенсорные устройства величиной с колоду карт ловят сигналы, подаваемые смартфонами, имеющими доступ к WiFi. Это позволяет создать картину перемещений и узнать привычки 2 млн человек, куда бы они ни направлялись: на занятия йогой, в рестораны, кафетерии, отели, ночные клубы или на спортивные стадионы.

«Вместо того чтобы придумывать какую-то общую, ни на кого конкретно не нацеленную рекламную кампанию, мы теперь можем продвигать товары, зная вкусы потребителя», - говорит Цанг.

Изучают пристрастия

Turnstyle Solutions - далеко не единственная молодая компания, которая делает бизнес на отслеживании перемещения клиентов с помощью сигнала, поступающего с их телефонов. Есть, к примеру, еще компания Euclid Analitycs из Сан-Франциско, которая использует сенсорные датчики для анализа перемещений покупателей внутри частного торгового комплекса с целью понять их покупательские пристрастия.

Если бы дело ограничивалось изучением привычек покупателей, то вряд ли бы такой бизнес кто-нибудь назвал сомнительным с моральной точки зрения. Проблема в том, что Turnstyle Solutions и еще ряд таких же компаний используют технологии, чтобы следить за людьми не только в магазине, но также на работе и дома. Стоит только телефону человека автоматически подключиться к сети WiFi, как он оказывается в поле зрения приборов слежения.

Еженедельные доклады Turnstyle Solutions, которые она делает для своих клиентов, не содержат конкретных номеров телефонов и имен. Тем не менее компания собирает имена, данные по возрасту и половой принадлежности тех, кто, пользуясь бесплатным WiFi в местных кафе и ресторанах, заходит в Facebook. Архивируются и данные из их профиля в социальной сети.

Эту информацию компания использует для создания обширной базы данных пристрастий разных людей и анализа их образа жизни с целью подразделить их на разные категории. Одни, например, постоянно посещают занятия йогой, другие - театры, третьи - концерты джазовой музыки.

Не хотят обидеть

Рынок компаний, отслеживающих перемещения клиентов, растет. Но чем больше он становится, тем чаще раздаются голоса в защиту неприкосновенности личной жизни гражданина. Ведь компании могут отслеживать любые перемещения, даже визиты человека к врачу или его нахождение в больнице. Эти данные они тоже легко могут продать другим компаниям.

Основатель Turnstyle Solutions Крис Гайлпин настаивает, что в его базе данных нет сведений о том, кто каких врачей посещает, или любой другой информации в отношении здоровья граждан. Он, однако, признается, что хочет составлять более подробные профили тех людей, которые оставляют о себе информацию в интернете. По канадским законам такое возможно только с личного согласия человека. «Мы знаем, что из данных, которыми мы располагаем, можно извлечь еще больше пользы. Но двигаемся вперед осторожно и медленно. Мы никого не хотим обидеть», - заявляет основатель Turnstyle Solutions.

Противники слежки

Тем не менее потребителям не нравится чувствовать себя постоянно под пристальным оком чьих-то приборов. Так, например, Аж Тайн, студент и постоянный посетитель кафе Rsquared Café, был поражен известием о том, что, подключаясь к WiFi в кафе, он дает возможность Turnstyle Solutions отслеживать все его перемещения и продавать другим компаниям сведения о том, как он проводит свои дни. Ему показали документ, информирующий о том, что за перемещениями клиентов кафе могут следить, но не рассказали, как его личные данные будут использоваться. «Похоже, тайна нашей личной жизни недорого стоит», - сожалеет он.

Сегодня единственный способ избежать слежения - это полностью отключить доступ к WiFi на своем телефоне. Но не все могут это сделать. Большинство компаний новой развивающейся отрасли смотрят на своих больших братьев - Google и Apple. Те уже давно овладели технологиями подсматривания за всеми клиентами, у кого в руках находится телефон с доступом к WiFi. И у них накопилась такая база данных о клиентах, какой нет ни у одной начинающей компании в отрасли. Правда, сами Google и Apple комментариев на эту тему не дают.

Теперь информацию о людях можно собирать даже там, где раньше большинство из нас чувствовали себя вне постороннего поля зрения, говорит Райн Кало, профессор школы юриспруденции Вашингтонского университета. «Компании теперь все больше узнают о нашей жизни не только в интернете, но и за его пределами», - констатирует он.