Вспомнить 1990-е

Выставка «Реконструкция 2» воскрешает галерейную жизнь 90-х. Частично воскресли только несколько проектов, остальные представлены останками
«Оранжерейная пара» Олега Кулика чудом сохранилась/ А. Махонин/ Ведомости

Вторая часть выставки «Реконструкция» представляет в залах фонда «Екатерина» московскую художественную жизнь второй половины 90-х гг. Начинается новая экспозиция с большой групповой фотографии Владимира Фридкеса. Фризом по стене идет вереница фотографий в полный рост действующих лиц московского современного искусства: художники, галеристы и критики позировали 18 лет назад. На вернисаже групповой портрет избранных вызвал большое оживление - почти все персонажи в строю и с радостью посмотрели на себя моложе.

Ностальгический эффект от «Реконструкции 2» так же силен, как и от предыдущего выпуска. Но куратор проекта Елена Селина не на него ставила - ее задача просветительская. Молодые художники, подчеркивает она, думают, что в первое десятилетие легального существования отечественного contemporary art все занимались только перформансами. А вот и нет: искусство было и пластическим, и концептуальным - вот доказательства.

Выставка развертывается не столько как учебник - для этого в ней мало анализа, а скорее как справочник или дайджест новейшей истории новейшего из искусств. Многим достаточно памятной. Хотя и свидетели не все помнят, но вспоминают по подсказке «Реконструкции», каждая работа снабжена газетным или пресс-релизным текстом того же времени.

Каждый зал представляет галерею. Есть долго существовавшие и закончившие свою миссию: концептуалистская Obscuri Viri, «TV галерея», работавшая с видео, по-питерски неоакадемическая «Якут галерея», совсем недавно закрывшаяся арт-гламурная галерея Айдан Салаховой. Представлены, разумеется, и по сей день существующие, заслуженные, генеральные: самая знаменитая - Гельмана, самая отчаянная - «Риджина», совершенно эстетская с точки зрения современного искусства галерея Елены Селиной и Сергея Хрипуна XL. А также Михаила Крокина и «Файн-арт».

Выигрывают зрелищно, а не дидактически те, кто представлен работой тех лет полностью - фрагмент редко оказывается лучше целого. Так что два люка и кусок трубы от «Утопической канализации» Александра Бродского проигрывают хиту «Реконструкции 2» трехметровой высоты - «Оранжерейной паре» Олега Кулика: стеклянному быку, покрывающему корову. Но не только этому монументу - памятнику наглой куликовской «Зоофрении», но и небольшим цельным вещам, возвращающим нас (как и должно, на мой взгляд, делать современное искусство) к важным, актуальным проблемам того времени. О популярности разговоров о конверсии напоминает работа Дмитрия Гутова с пулями на проволочном нотном стане. Елена Китаева и Леонид Парфенов предложили в 1996 г. новый дизайн денежных купюр с портретами гениев русского искусства - они и сегодня кажутся красивыми. В отличие от ернических и популистских полотен дуэта Виноградов & Дубосарский.

Елена Селина, представляя выставку, сказала, что хотела бы показать галереи как место зарождения художественных идей. У нее получилось, потому что такими местами сосредоточения творческой силы они тогда и были.