Чайники не берут в кредит

Заемщики теряют интерес к кредитам до 100 000 руб. - в 2013 г. таких займов выдано на 20% меньше, свидетельствуют данные НБКИ. Банки ищут заемщиков понадежнее и покрупнее
Заемщики берут все меньше мелких кредитов/ С. Николаев/ Ведомости

В 2014 г. основной курс банков - на повышение качества кредитного портфеля и снижение роста резервов, поэтому банки будут уделять внимание клиентам и продуктам с низким уровнем риска, говорит начальник управления Промсвязьбанка Сергей Ситин. Это прежде всего действующие клиенты банка (зарплатные проекты, сотрудники аккредитованных компаний, вкладчики, хорошие заемщики), а также клиенты со стабильными доходами (работники бюджетного сектора), возможно, пенсионеры, заключает он (см. врез).

В 2013 г. россияне получили на 22% меньше кредитов размером до 10 000 руб., чем в 2012 г., подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Такая же тенденция наблюдается для всех категорий ссуд до 100 000 руб. (см. таблицу). А вот запросы на кредиты свыше 100 000 руб. растут, особенно на сумму более 500 000 руб. (23,8% роста за год). Статистика НБКИ охватывает ипотеку, автокредитование, займы на покупку потребительских товаров и кредитные карты. Кредиты на большие суммы в большинстве своем залоговые, говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков: «Мы видим четкую тенденцию снижения интереса россиян к получению кредитов «на чайники» в сторону займов на серьезные покупки».

Банки действительно стараются выбирать заемщиков покрупнее. «ВТБ 24» на днях объявил, что вдвое повышает минимальный порог по кредиту наличными - до 100 000 руб. «Меры регулятора по остужению рынка потребкредитования привели к снижению выдачи именно в самом рисковом сегменте - небольших необеспеченных кредитов на потребительские цели», - говорит начальник управления банка «Глобэкс» Александр Галкин. По его наблюдениям, рост в сегменте свыше 500 000 руб. в большей степени связан с увеличением ипотечного кредитования и его распространением в регионах, а также с возобновлением программы стимулирования автокредитования.

В другом крупном кредитном бюро - «Эквифаксе» - также заметили тенденцию к уменьшению количества мелких банковских кредитов. «Мелкие кредиты перекочевывают в микрофинансовые организации, в то же время клиенты банков стали активнее пользоваться кредитными картами, средние ставки по которым более чем в 2 раза ниже, чем в POS-кредитовании», - говорит представитель бюро. Тенденция, о которой говорит НБКИ, в первую очередь связана с действиями регулятора, во вторую - с тем, что население оценило удобство пользования кредитными картами, которые имеют льготный период, считает начальник управления Райффайзенбанка Алексей Капустин. Его банк не ссужает менее 50 000 руб. в регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге - менее 91 000 руб.

«Для банков небольшие кредиты на потребительские товары - это хорошая возможность привлечь клиентов без кредитной истории», - говорит директор по управлению рисками «Открытия» Екатерина Резникова. Но в целом по рынку уровень потерь по клиентам, которые еще не успели сформировать собственную кредитную историю, выше, признает она. При этом с середины 2012 г. средняя запрошенная клиентом сумма кредита выросла более чем на 30%, добавляет Резникова.

Активно начинает развиваться кредитование малого и среднего бизнеса, отмечают в бюро: с 2012 г. количество таких кредитов увеличилось в базе бюро на 25%, средний размер составил 535 000 руб.