Маневр не остановил экспорт

Рост курса доллара делает привлекательным экспорт бензина. Нефтяникам не мешает даже заградительная пошлина
А.Махонин/ Ведомости

По данным ИАЦ «Кортес», оптовые цены на бензин за неделю 20-24 января выросли: Аи-80 - на 1% до 29 310 руб. за 1 т, Аи-92 - на 2,5% до 31 472 руб., Аи-95 - на 1,6% до 33 452 руб. Главная причина роста, по мнению аналитиков компании, изменение макроэкономической ситуации, в частности ослабление курса рубля, которое, несмотря на повышение экспортной пошлины в январе 2014 г. до $360,9 за 1 т, увеличило привлекательность экспорта. Так, например, экcпортная альтернатива (net-back) по бензину марки Аи-80 превышает оптовую цену на 2300 руб. за 1 т. Плюс с января выросли акцизы на топливо.

«Роснефть» не понижала нефтепереработку, утверждает представитель компании: «Сейчас все складские мощности заполнены, на рынке наблюдается профицит нефтепродуктов, что вынуждает направить не востребованные на внутреннем рынке ресурсы на экспорт, так как дополнительных мощностей для хранения у компании нет». В случае угрозы дефицита госкомпания готова развернуть экспортные поставки и перенаправить нефтепродукты на внутренний рынок. Из-за сезонного снижения спроса на внутреннем рынке «Газпром нефть» вынуждена отправлять часть бензина на экспорт - в страны Средней Азии для обеспечения собственной сети АЗС, сказал представитель компании. Запасов бензина больше, чем в прошлом году (1,4 млн т, по данным ЦДУ ТЭК на середину января), все НПЗ работают в обычном режиме, сказал лишь представитель Минэнерго.

Сейчас действует заградительная вывозная пошлина на бензин (90% от пошлины на нефть). Она была введена в мае 2011 г. на пике кризиса на российском топливном рынке. Ее цель - сдержать экспорт бензина. Нефтяники не раз просили ее отменить, но правительство не пошло на это. В 2013 г. был утвержден налоговый маневр, который предполагает поэтапное повышение нефтяного НДПИ при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты: в 2014 г. - с 60 до 59% и с 66 до 65% от нефтяной соответственно. Заградительная пошлина осталась, но, так как она рассчитывается от пошлины на нефть, с февраля ее размер будет снижен на 3,7% до $347,6 за 1 т.

Согласно данным ЦДУ ТЭК, производство высокооктановых бензинов за две недели января составило 1,4 млн т, из которых на внутренний рынок поставлено 1,2 млн т. Около 207 000 т было экспортировано. Экспорт бензина в январе 2013 г. был 391 100 т (данные ИАЦ «Кортес», см. график). В 2013 г. в структуре экспорта бензина 39,73% - это Аи-80, 56,26% - Аи-92, отмечают аналитики «Кортеса». Основными его рынками в прошлом году были Казахстан, Киргизия, Нидерланды (не конечный покупатель). Экспорт вырос, но на розницу это не повлияло, говорит начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Он сказал, что служба будет следить за ситуацией и реагировать по мере необходимости.

Другой фактор роста экспорта - сезонное снижение спроса на бензин внутри России, говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. В рознице в европейской части России Аи-92 подорожал на 2 коп. до 29,83 руб. за 1 л, Аи-95 - на 1 коп. до 32,81 руб. В Москве цены на АЗС выросли в среднем на 8 коп. за 1 л до 30,01 руб. и на 7 коп. до 33,08 руб. соответственно (данные Московской топливной ассоциации). Традиционно розничные цены отстают от динамики оптовых. Сейчас спрэд между оптом и розницей - 6-8 руб., говорит Махонин. Аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что существенного роста розничных цен стоит ждать к началу весны. Минэнерго прогнозировало, что в этом году бензин подорожает на уровне инфляции. По мнению Крюкова, рост в рознице составит в 2014 г. 10%. В сентябре 2013 г. президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что в результате налогового маневра бензин подорожает на 10-15%. В случае резкого роста цен на бензин вмешается государство, полагает Кокин.

Представитель «Башнефти» отказался от комментариев. Получить комментарии у представителя «Лукойла» не удалось.