Работа ищет молодых людей

Причины высокой молодежной безработицы следует искать не только в нехватке рабочих мест, но и в серьезных недостатках систем образования и профессиональной подготовки

Европейские работодатели, молодые европейцы и образовательные учреждения существуют в четырехмерном пространстве, а их траектории практически не пересекаются друг с другом, говорит Виталий Клинцов, управляющий партнер McKinsey по России. По крайней мере, такой вывод можно сделать из второго отчета Education to Employment: Getting Europe's Youth into Work. Его авторы из McKinsey Global Institute (MGI) заинтересовались причинами высокой безработицы среди молодежи в европейских странах. Они попытались ответить, в чем дело: в нехватке рабочих мест, в нехватке навыков у молодых людей или в недостаточной координации участников рынка труда.

Первый такой отчет вышел около года назад. В нем анализировалась связь между образованием и трудоустройством в крупных странах мира. В этом году исследователи сосредоточились на восьми европейских странах. Им удалось расспросить 5300 молодых людей, 2600 работодателей и 700 образовательных учреждений из Франции, Германии, Греции, Италии, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании.

Выяснилось, что дефицит рабочих мест - это лишь часть проблемы. Во многих европейских странах занятость не снижается, а в некоторых даже растет. Но ситуация с молодежной безработицей остается стабильно тяжелой. Получается, что молодые европейцы не могут найти работу, а работодатели испытывают острую нехватку кадров с нужными им навыками.

Именно недоступность хорошо подготовленных кадров назвали в качестве основной причины существующих бизнес-проблем треть европейских работодателей, еще 27% отметили, что не заполняют вакансии ровно потому, что не могут найти достаточно квалифицированных специалистов. Это не мешает трем четвертям (74%) образовательных учреждений Европы сохранять убеждение, что их выпускники прекрасно подготовлены к будущей работе по специальности. Вот только разделяют эту точку зрения лишь чуть более трети работодателей (35%), среди же самих выпускников уверенных в своих силах всего 38%.

Легко ли быть молодым

Молодые европейцы вынуждены принимать решения, касающиеся образования и трудоустройства, вслепую, без необходимой для этого информации - таков один из шести выводов, сделанных исследователями MGI.

В большинстве европейских стран молодой человек должен определиться с выбором академической карьеры или получением профессионального образования к 15 или 16 годам.

В этом возрасте большинство людей понятия не имеют, какие навыки могут пригодиться им в работе, тем более изучение каких дисциплин способно дать эти навыки. Ситуация на рынке труда не входит в тройку факторов, которые студенты назвали важными при выборе специальности, ни в одной из европейских стран, за исключением Греции. Впрочем, те, кто решил изучать, например, производство, осведомлены о будущей работе намного лучше, чем те, кто учится журналистике (см. график).

Нет информации у молодых людей и о том, насколько эффективно то или иное учебное заведение готовит студентов к работе. Дефицит информации ведет к тому, что студенты изучают курсы и дисциплины, которые оказываются бесполезными на реальных рабочих местах.

В результате более трети молодых людей сожалеют о сделанном ранее выборе вуза, примерно столько же - о выборе специальности, показал опрос выпускников. В свою очередь работодатели давно заметили, что молодых людей не учат многому из того, что пригодилось бы им на работе. Среди дефицитных, например, оказались умения решать задачи и излагать мысли письменно, навык работы в команде, способность воспринять альтернативную точку зрения.

Нет счастья на работе

Каждая несчастная семья несчастна по-своему, напоминают авторы отчета. В разных европейских странах причины и параметры молодежной безработицы могут отличаться значительно, подчеркивают они. Если верить работодателям, хуже всего дела с практическими навыками выпускников обстоят во Франции, Греции, Италии и Португалии. Относительно благополучны Великобритания, Германия и Швеция. Испанию опрошенные поместили в середину итоговой таблицы. Но если в Великобритании, Франции, Греции и Швеции работодателей больше всего беспокоит трудовая этика молодых сотрудников, то в Германии, Португалии и Испании тем не хватает аналитических навыков.

Частично этот разрыв можно связать с последствиями кризиса, который привел к смещению спроса на рынке труда, но вузы на это смещение не успели или не захотели отреагировать. Например, в Испании с 2005 г. строительная отрасль потеряла 60% рабочих мест, но за тот же срок выпуск дипломированных архитекторов увеличился на 170%.

Во Франции, Греции, Италии, Португалии спрос на специалистов в производственных дисциплинах резко снижается, но число студентов, изучающих их, продолжает расти.

Научиться обслуживанию

Но даже с учетом различий исследователи смогли предложить несколько общих подходов. Один из них - создание специальных «системных интеграторов», умеющих находить общий язык с работодателями, вузами и чиновниками, а затем помогать молодым людям ориентироваться в системе образования и на рынке труда. В Германии роль такого системного интегратора выполняет Федеральное агентство труда (или BA - от Bundesagentur fuer Arbeit). До 2003 г. это была типичная бюрократическая структура, но затем ее превратили в современную сервисную организацию, нацеленную на результат. Задачи агентства формулируются в простых и измеримых показателях, таких как число трудоустроенных, скорость обслуживания клиентов (как работников, так и работодателей), степень удовлетворенности работой службы. В результате число трудоустроенных увеличилось вдвое, до 510 000 в год, скорость реакции сократилась с часа до нескольких минут, а показатель удовлетворенности клиентов - и работодателей, и тех, кто ищет работу, - достиг 2,1 и 2,2 соответственно по шкале от 1 до 6 (где 1 означает лучший результат, а 6 - худший). Но главная функция агентства - сбор и анализ детальной информации о ситуации на рынке труда. Благодаря этому его сотрудники могут подсказать каждому обратившемуся в службу молодому человеку, где конкретно для него может найтись рабочее место. Работодатели же, в свою очередь, могут проконсультироваться с агентством в случае дефицита тех или иных навыков и совместными усилиями поискать пути его устранения.

Разные задачи

Участники образовательного процесса понимают свои задачи по-разному - так объяснял ситуацию Тахир Базаров, профессор НИУ ВШЭ. Провайдеры образовательных услуг нацелены на квалификацию, которая описывается через образовательные стандарты. Работодателей же интересует не квалификация, а компетенции, но какие именно - работодатель зачастую не знает. Если ему хоть как-нибудь удается сформулировать необходимые сегодня компетенции, то с ответом на вопрос, какие будут нужны, скажем, через четыре года, полная беда, продолжает Базаров.

Лучшие практики в области образования исходят из того, утверждает Базаров, что образование и профессиональная подготовка - разные вещи. Образовательные учреждения дают выпускникам не профессию, а только основу - набор подходов к решению широкого круга задач. Профессиональная подготовка, казалось бы, должна заполнять пробелы между образованием и трудоустройством, думает эксперт. Но, к сожалению, в России сам термин «профессиональная подготовка» ассоциируется с учебой в ПТУ.

Любое системное решение, ведущее к большей доступности достоверной информации о навыках, необходимых работодателям, а также динамике спроса и предложения, способно значительно улучшить ситуацию на рынке труда, убежден Клинцов.