Пересмотреть Зверева

Выставка Анатолия Зверева в Новом Манеже впервые представляет ранние работы художника. Они позволяют рассеять подозрения, что гениальность его - только миф
Выставка Зверева - заявка будущего музея художника/ А. Махонин/ Ведомости

Выставка «Анатолий Зверев. На пороге нового музея» стала в некотором смысле этапной в отношении к художнику, наследие которого эксплуатируется без меры и разума. Зверев умер почти 30 лет назад и вскоре стал одним из самых эффектных героев советского неофициального искусства, в перестроечное время триумфально вышедшего из подполья. Во-первых, всем импонировал образ веселого, бескорыстного, пьющего гения моцартовского толка, в минуту создававшего стопку шедевров. Для понимания работ которого не требовалось интеллектуальных усилий (другое дело - мудрствующие концептуалисты) - они миловидны, как изображенные на них красавицы. Во-вторых, этих шедевров (а потом и подделок под них) оказалось столько, что выставлять их можно было бесперебойно, и выставки Зверева стали чуть ли не ежегодными, однообразными.

В конце концов они надоели настолько, что, как тошнота от переедания, подступили сомнения: а может, никакой он не гений, а так - одна легенда. И уж во всяком случае далеко не все им (или под него) сделанное имеет художественную ценность.

Новая выставка в Манеже представляет публике готовящийся к открытию «Музей АЗ», т. е. Анатолия Зверева. Музей частный, заявивший о себе на выставке модным активным эксподизайном: театральная организация пространства, красиво поданные афоризмы острого на язык художника, сменяющиеся видеопроекции работ, эффектная подсветка. Здесь же демонстрируются результаты издательской программы - несколько книг о художнике и с его иллюстрациями (и там дизайн модный), четыре документальных фильма.

Дорогой креативности вокруг зверевских работ, на взгляд благородного эстета, явно перебор, тем более что сами они очень пестрые и яркие. Может быть, кстати, поэтому притягивает внимание именно нецветная графика. Виртуозные и характерные черные линии рисунков не так сладки, не так хотят нравиться, как живопись и пастели.

Ранние картины и графика - это на выставке главное, что стоит смотреть и что способно рассеять сомнения в фантастической одаренности Зверева. Эти не выставлявшиеся раньше в Москве вещи - дар новому музею от Алики Костаки, дочери великого коллекционера Георгия Костаки. Известно, что тот Зверева нежно любил и высоко ценил. В эмиграцию Костаки увез большое собрание ранних - второй половины 50-х гг. - зверевских работ. Алики их не продавала, хранила, а сейчас передала музею в знак памяти об отце и о его и своем друге.

В собранных художественно проницательным Костаки листах и холстах молодой Зверев легко узнаваем. Он вообще никогда кардинально и не менялся - всегда работал спонтанно, писал и рисовал одно и то же: букеты, пейзажи, хорошеньких барышень и дамочек, автопортреты. Но в них виден не только артистизм, но и осмысленность, и решение поставленной пластической задачи. Особенно это касается «Супрематической серии», вариаций на тему русского авангарда, первого и единственного. Да и привычные портреты из коллекции Костаки как-то точнее и характернее, чем многие небрежные, а иногда и просто неопрятные более поздние работы, когда за цветными пятнами ни образа, ни эмоции не видно.

Во второй части выставки - также подобранные, очень удачные, качественные произведения Зверева, но их уже показывали на выставке в том же Малом Манеже в позапрошлом году. Конечно, создание «Музея АЗ» нельзя не приветствовать. С надеждой, что он составит хоть какую-то конкуренцию музеям Глазунова и Шилова. Творчество Зверева должно быть понятно и приятно даже самым неискушенным зрителям - оно яркое, веселое, радующее глаз. И главное - свободное от претензий на значительность. Только надо отделить шедевры от мусора.

До 8 марта