Суть дела: 100 шагов - здорово, но можно начать и с трех


Unilever Group

Производит продукты питания, бытовую химию, средства личной гигиены. Ассортимент - более 400 торговых марок. Юридически контролируется двумя самостоятельными компаниями - Unilever N.V. и Unilever plc, почти 100% акций каждой из них - в свободном обращении. Капитализация - 91,3 млрд евро. Выручка в 2013 г. - 49,8 млрд евро, чистая прибыль - 5,3 млрд евро.

Я бы хотел предложить еще одну точку зрения относительно инвестиционного климата.

Если вы думаете о России и если вы транснациональная компания - вы можете думать только вдолгую. Сегодня у нас KPI (ключевые показатели эффективности) очень много, чтобы оценить динамику, оценить проделанную работу - это очень хорошо. Но правильно сказал премьер Дмитрий Медведев: «Дело не в том, как мы мерим, а дело в том, как бизнес себя чувствует». Бизнес чувствует себя, я бы сказал, хорошо.

Мы присутствовали в России в конце 80-х, в 90-х. И могу сказать, что для тех, кто реально хочет работать в России, - это хорошее место для инвестиций. Поскольку нас не интересуют краткосрочные улучшения KPI, а интересуют долгосрочные перспективы. За 20 лет мы вложили в Россию больше $2,5 млрд, продолжаем и будем продолжать вкладывать. Мы создали около 8000 рабочих мест, мы работаем с огромным количеством смежников и контрагентов. То есть мы - неотъемлемая часть российского общества. И за 20 лет, могу сказать, инвестиционный климат поступательно улучшается. <...>

100 шагов сразу - это, конечно, здорово, но можно начинать и с трех. И я считаю, что эти три шага должны быть следующие.

Первое. Снижение административных барьеров везде и во всем. Мы сейчас работаем в составе соответствующей рабочей группы [НПИ], и, честно говоря, здесь есть еще над чем работать. Например, по безопасности. Я сам из Франции. Франция - не самая легкая страна с точки зрения административных барьеров, и сравнивать есть с чем. Так что в России все не так плохо. Но тем не менее всегда нужно задавать себе вопрос: «А как мы можем двигаться быстрее?» Во-первых, бизнес не будет ждать; во-вторых, другие страны могут двигаться быстрее в это время. Например, что касается «дорожной карты» по получению разрешения на строительство. К 2020 г. с 400 дней мы планируем перейти на 56 дней. А можем ли мы это сделать к 2015 г.? Представьте, сколько за эти пять лет может быть построено полезного - вот что значит снижение административных барьеров.

Второе. Это использование Таможенного союза и использование России в качестве страны экспорта. Россия очень часто воспринимается как страна сырьевого экспорта. А меня интересует, могу ли я экспортировать свою продукцию, которая произведена в России, за ее пределы? Страна с достаточно высоким качеством производства, с очень квалифицированной рабочей силой, с очень стабильной средой. Единственное, что нам осталось сделать, - привести регулирование в соответствие с глобальными практиками. Например, из 15 товарных категорий, которые есть у Unilever, только по четырем категориям в России такое же техрегулирование, как и в Европейском союзе. Это означает, что все остальное в Европейский союз экспортировать отсюда я не могу. В некоторых случаях российский стандарт гораздо более строгий, чем в Европе, - вообще не понимаю почему.

Ну и последнее - по квалифицированным сотрудникам. В России очень много квалифицированного труда, и именно поэтому мы сюда вкладываем средства. Сейчас очень много россиян уже не только работают - уже управляют нашим бизнесом в самых разных странах. Но здесь стоит еще одна задача: упрощение трудового законодательства, сейчас оно очень сложное. С членами рабочей группы, членами [Экономического] совета мы работаем достаточно плотно. Одной из мер по повышению конкурентоспособности могло бы стать привлечение временного труда. И президент Путин не так давно сказал, что в стране по производительности труда еще отставание. Если закрыть это отставание, очень многие компании будут приходить сюда с тем, чтоб создавать промышленные объекты и экспортировать отсюда свою продукцию. Таким образом, продвижение России как страны экспорта и изменение регулирования - вещи абсолютно взаимосвязанные. И если бы эта работа была сделана, я бы инвестировал больше, и многие другие инвестировали бы больше. Самое главное сейчас то, что мы действительно встали по одну сторону и мы говорим сейчас на языке доверия, а не на языке конфронтации. <...>

Когда приходишь в Россию, понятно, что нужно работать с огромным количеством регионов, т. е. строить бизнес исходя только из позиции Москвы - это абсолютно неправильно. Во многих компаниях принято, что в какой-то стране бизнес работает в соответствии с одним и тем же регулированием. В России не так, в России все гораздо сложнее.

Мы работаем с разными регионами. Unilever работает в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Екатеринбурге. И мы планируем расширять список регионов, с которыми работаем. И для нас, конечно, сложно то, что, куда бы ты ни пришел, правила везде, мягко говоря, разные. У нас отличные отношения с Тульской областью, где мы только что построили и новый завод по производству пищевой продукции, и новый научно-производственный центр, и новый центр исследований. Но! Пока совершенно непрозрачно формирование механизма совместной работы с регионами на местном уровне. Центр населенности, транспортная инфраструктура и качество рабочей силы - для нас это самое главное решение, которое нам необходимо принять. Поэтому мы смотрим не только на то, где есть инфраструктура, но и где лучшие университеты, где лучшие сотрудники и, естественно, где наиболее дружественное к бизнесу правительство, с которым можно договариваться об инвестициях.