Безопасность: Бороться со всяческим неравенством


Хочу начать свое выступление издалека. Недавно исполнилось 20 лет Конституции РФ. Это уникальный документ, в том числе и с нашей профессиональной точки зрения. Россия - одна из немногих стран мира, в которой запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию, прямо содержится в основном законе страны и, более того, отнесен к основам конституционного строя и к гарантиям прав и свобод человека и гражданина. Это очень важно с юридической точки зрения, но одновременно это и большая ответственность для всех нас. Причем не только для работников антимонопольных органов - это смысл деятельности всех органов государственной власти и должностных лиц. Поэтому мы такое большое внимание уделяем снижению административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности и пресечению нарушений закона со стороны органов власти и должностных лиц. Их поведение должно становиться все более ориентированным на то, чтобы понимать интересы, задачи и цели развития конкуренции в России. И не случайно официальная миссия Федеральной антимонопольной службы - свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.

Я считаю, что одна из наиболее серьезных проблем в российской экономике, которая непосредственно затрагивает нашу профессиональную деятельность, - неравенство граждан в экономической жизни. Бедность не стимулирует конкуренцию, поскольку тогда низок спрос на то, что предлагают участники экономической жизни другим ее участникам - потребителям. Но и слабая конкуренция поощряет или по крайней мере сохраняет бедность, потому что лишает людей возможности эффективно пользоваться своими ресурсами, лишает их возможности получать товары, работы и услуги в условиях максимально широкого выбора, максимально высокого качества и по минимальным ценам.

Это и неравенство предпринимателей в экономической жизни. Понятно, что малый предприниматель по сравнению с крупной компанией с многомиллиардными оборотами - практически ничто. И это его ничтожество проявляется и в судебной системе, и в правилах и принципах ведения договорных отношений. У них разные весовые категории, хотя и работают они на одних и тех же рынках.

Но есть еще одна составляющая этого неравенства, которая представляется еще большей опасностью: это отношения «свой - чужой». Мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда «чужой» не может прийти на региональный рынок. Еще более печальная картина - когда отношения «свой - чужой» складываются между бизнесменами и представителями государственной власти. Здесь это неравенство не только сохраняется, оно еще и поощряется и усиливается.

Большая проблема - неравенство в защите своих прав. Если мы посмотрим на судебную систему, то без помощи омбудсменов по предпринимательству, без помощи общественных организаций предпринимателей, да и Федеральной антимонопольной службы зачастую малые и средние предприятия не в состоянии решить проблемы в российских судах. Хотя бы потому, что нести существенное бремя судебных издержек трудно. Доступ к правосудию зависит от того, сколько средств ты имеешь на адвокатов, экспертов, специалистов, которые позволяют доказать правоту в суде. В «дорожной карте» по развитию конкуренции, которая подготовлена нами совместно с предпринимательскими объединениями и при их непосредственном участии, содержится целый блок мероприятий, направленных на развитие коллективных исков. При этом одни считают, что только таким путем можно защитить интересы малого бизнеса и интересы разъединенных потребителей, когда они вступают в споры с крупными и крупнейшими транснациональными корпорациями, пытаясь защитить свои права. С другой стороны, нам говорят о том, к каким ужасным последствиям может привести принятие этой меры, какие убытки будут нести крупные и крупнейшие компании, если такие законодательные изменения будут внесены в российское законодательство. Дело доходит даже до угроз сворачивания бизнеса в России.

Мы видим решение этих проблем в том, чтобы обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре субъектов естественных монополий и вообще к инфраструктурным отраслям бизнеса. Для этого нужно развитое отраслевое законодательство. И здесь, мне кажется, отдельные отрасли нашей экономики и права демонстрируют существенное движение вперед.

За последние пять лет сильно сократилось количество дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе по вопросам подключения к электрическим сетям или вообще взаимодействия на рынке электроэнергетики с участием потребителей - это наша собственная статистика. Мы считаем, что отчасти причиной явилось развитие отраслевого законодательства. Сейчас все нюансы, связанные с подключением к сетям, детально регламентированы в законах и постановлениях правительства. Это позволяет переводить споры в этой сфере в рамки обычных судебных разбирательств.

Речь должна идти и о максимальной прозрачности бизнеса крупных компаний. Есть стандарты раскрытия информации, обязательной для естественных монополий, есть правила закупок для государственных корпораций и компаний с государственным участием, которые должны быть прозрачны и публичны. Это правильная тенденция, и этим путем нужно двигаться дальше.

Важное направление - запрет на предоставление тем или иным коммерческим организациям преимуществ в предпринимательской деятельности. Как правило, именно государственные муниципальные предприятия, конкурирующие с нормальным частным бизнесом, оказываются в привилегированном положении, получают необоснованные льготы и преимущества от органов государственной власти и местного самоуправления. Ясно, что это искажает конкуренцию и создает неравные условия для ведения бизнеса. Поэтому задача сократить государственный сектор в экономике зафиксирована и в основных направлениях деятельности правительства РФ, и в «дорожной карте» по развитию конкуренции.

Несколько слов о «дорожной карте». Это продукт интенсивного коллективного труда. Наверное, весь 2012 год ушел у нас на споры о том, как должна выглядеть эта «дорожная карта», какие мероприятия должны быть в нее включены и к каким результатам мы должны прийти, когда эти мероприятия будут реализованы. Весь 2013 год ушел у нас на споры о том, исполнены ли в действительности те или иные мероприятия или мы имеем вместо реальных действий красивую бумагу с галочкой «все сделано»? Особенно эти споры обострились после того, как ФАС стала головным исполнителем и контролером по реализации мероприятий этой «дорожной карты». А у нас оказалось 18 головных исполнителей по тем или иным мероприятиям. И многие из них, скажу честно, не проявляют живой заинтересованности эффективно внедрять в своих отраслях экономики или регионах, где они работают, принципы и правила здоровой конкуренции.

В «дорожной карте» есть очень много интересных новых вещей, изюминок. Часть я упоминал: частные иски, совершенствование регулирования естественных монополий, сокращение государственного сектора. Отдельно отмечу еще одну вещь, за которую, кстати, отвечает Агентство стратегических инициатив, - региональные стандарты развития конкуренции. Они стали воплощением нашей давней идеи, чтобы в системах оценки деятельности министров и губернаторов (так называемых KPI) появились показатели, отражающие работу этих должностных лиц в сфере развития и упрочения конкуренции во вверенных им отраслях или субъектах Российской Федерации.