Малый бизнес: Финансирование для экспортеров-«малышей»


Хочу сказать несколько слов про оценку эффективности использования мер поддержки в части экспорта. Вы знаете, что существует «дорожная карта» по поддержке экспорта и доступа товаров на зарубежные рынки. Она выполнена уже на 80% и сейчас, как и все остальные карты, проходит этап обновления, идет согласование. В обновленной карте категорическим образом пересмотрено много вещей. Особенное внимание уделено KPI, прописанным в результатах карты более четко. Речь идет уже не просто о росте экспорта вообще либо об увеличении на столько-то количества экспортеров или малых и средних предприятий (эти результаты, само собой, надо прогнозировать). Там заложена другая логика: более четко прописаны KPI именно для институтов развития. Грубо говоря: ЭКСАР − столько-то выдано страховых полисов (конкретная мера поддержки), Внешэкономбанк - столько-то выдано экспортных кредитов, Росэксимбанк - столько-то выдано кредитов... Мне кажется, что это правильное направление движения - переход от общих фраз о том, что экспорт должен быть такой-то... Это понятно. Но непонятно, кто за большой экспорт в итоге отвечает. А здесь более четкое планирование с точки зрения ответственности каждого конкретного института развития, который в нашей стране в том или ином виде отвечает за экспорт.

Экспортное страховое агентство России

Осуществляет деятельность в рамках специальной нормативной базы, регулирующей порядок предоставления страховой поддержки по экспортным кредитам и инвестициям. Страховая емкость ЭКСАР - 300 млрд руб.

Теперь что касается малого и среднего бизнеса. Не так давно мы обсуждали необходимость поддержки малого и среднего бизнеса в целом. Сейчас эта задача усложнилась: речь идет о необходимости и важности поддержки именно экспортно-ориентированных малых предприятий. Это не дань моде, это объективная реальность. Предприниматель, который думает о завтрашнем дне (в условиях нашего членства в ВТО, при возможном членстве в ОЭСР, при более активном участии в субрегиональной интеграции, и в первую очередь - в Таможенном союзе, который может расширяться), не может не имплементировать и не учиться пользоваться инструментарием внешней торговли, внешнеэкономической деятельности. И развитие экспортного потенциала, выход на внешние рынки (причем внешние - не значит Африка или Латинская Америка, я имею в виду Белоруссию и Украину - наших ближайших соседей) - это сейчас естественный путь развития любой компании. Мне кажется, эта логика большей международности своего бизнеса должна превалировать в ближайшее время. В этой части сейчас делается очень много. В частности, ЭКСАР предоставляет ресурс от имени государства, причем ресурс очень конкретный: наша емкость сейчас составляет 300 млрд руб. Как минимум половина этой емкости должна использоваться для поддержки малых и средних предприятий. Мы, используя любой финансовый инструментарий поддержки экспорта - будь то кредит, аккредитив, любые формы расчета по внешнеторговым контрактам, - страхуем риски от неисполнения обязательств со стороны внешнего контрагента. При этом мы столкнулись с тем, что необходимо четко разделять крупные и небольшие компании. Выяснилось, что они требуют совершенно разного подхода, разной логики в поддержке от государства.

Если крупным компаниям в первую очередь нужно страхование покрытия рисков, то небольшим требуется и страхование, и финансирование, доступ к кредитному ресурсу. В силу того, что ЭКСАР как экспортно-страховая компания не может предоставлять кредитный ресурс, мы придумали и разработали достаточно интересный продукт - специальный продукт для региональных банков, который совместно с «Опорой России» сейчас пытаемся популяризировать. Мы предлагаем страховой продукт не только от экспортного риска, а по большому счету страхуем перед региональными банками до 70% риска самого заемщика: предприятия - резидента России. Таким образом, складывается уникальная ситуация с точки зрения всей банковской деятельности: государство, по сути, берет на себя практически весь объем риска, который существует перед банком со стороны контрагента (это касается только малых предприятий). Страхует, еще раз подчеркну, от всех внешних факторов и страхует сам банк от кредитного риска экспортера-«малыша». Таким образом, экспортер закрыт с точки зрения внешнего контура и находится в достаточном комфорте, когда нет дополнительных мер обеспечения, которые обычно запрашивает банк. Это достаточно уникальная вещь, в мировой практике такого не было никогда.