Суть дела: Как соответствовать ожиданиям


Три года назад Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ, или FIAC) представил большой доклад председателю правительства (тогда - Владимиру Владимировичу Путину). Это было очень серьезное исследование, в котором авторы в том числе предложили делить инвесторов на тех, кто в России уже работает и инвестировал, и на тех, кто поглядывает на Россию, ни разу в ней не побывав. И они показали огромный разрыв [между этими категориями] в понимании и оценках того, что происходит. И вот с тех пор мы методологически совершенно по-другому смотрим на вопросы инвестиционного климата. Многие эксперты стали даже разделять инвестиционный климат и инвестиционный имидж.

Для тех, кто в России никогда не был, ее инвестиционный имидж - ужасный: это страна, в которую не надо инвестировать. Вы в этом убедитесь, если поедете сейчас в Европу или США (я был и там, и там недавно). Но если вы проведете встречи с теми, кто уже много лет на российском рынке, - они считают, что их инвестиции крайне удачные, и они будут продолжать инвестировать. Вот только что мы слышали по поводу Unilever - какой у них опыт. У нас есть, кстати, в производстве продуктов питания хороший опыт - это Pepsico: она инвестировала почти $3,8 млрд, приобретя компанию у российских инвесторов. И на последней встрече КСИИ, которая недавно была в Москве у председателя правительства [Дмитрия Медведева], компания подтвердила, что хочет расширять инвестиции в российскую экономику.

Но для нас одинаково ценно привлечь как российского инвестора, так и иностранного. Нет никакого деления, чтобы мы хотели какие-то благоприятные условия создать для иностранных инвесторов, а для наших - нет. В первую очередь мы должны думать о своих - о тех, в частности, кто боится предпринимательством заниматься: как сделать так, чтобы дорога для них была абсолютно безопасной. И, конечно же, иностранный инвестор тоже должен в России себя чувствовать абсолютно уверенно.

К сожалению, мы иногда забываем, чего нам удалось добиться. Если кто помнит, 10 лет назад, имея контакты в государственных органах, можно было через налоговые органы и систему банкротства отнять бизнес. Сейчас это и сложно представить, и просто невозможно: у Федеральной налоговой службы совершенно другие стандарты работы, у них абсолютные требования прозрачности. Если и случается какая-то «химия», мы понимаем, что она, скорее всего, связана с возвратом НДС, но эта практика - преступное деяние, которое наказывается по закону, и в том числе - в странах Евросоюза. И в плане того, как взаимодействуют налоговые органы, как сегодня ведет себя налоговая служба и как к ней относится бизнес, - здесь мы имеем реальный успех. Таких успехов у Российской Федерации сейчас много, разве что скорость изменений не всегда отвечает ожиданиям создания нового качества, и тут определенный разрыв существует. Наша повестка крайне активна, мы ее исполняем. Но общественное сознание и восприятие, в том числе со стороны многих предпринимателей, такое, что мы «не достигаем». Претензии к нам именно по качеству, и это основной вызов для нас. Ведь невозможно уговорить: «Вы знаете, мы работаем хорошо, а вам кажется, что плохо». Значит, раз такие публичные ожидания - мы работать и добиваться нового качества должны значительно быстрее, по-другому нельзя.

Хочу рассказать, какие ожидания у крупных инвесторов. Мне пришлось за последнюю неделю много раз встречаться с самыми крупными компаниями Eвропейского союза, США и даже с азиатскими - и с теми, которые не инвестируют в Россию, и с теми, которые работают в России. У нас был абсолютно откровенный разговор. Их волнует некая психологическая составляющая, может быть, политическая составляющая, но уже практически не беспокоит бизнес-климат. На вопрос: «Что в нашей повестке вы считаете необходимым изменить?» - говорю откровенно, ответ был приблизительно, такой: «Выполняйте повестку, как вы ее задумали, не сбивайтесь с намеченного курса». Второе, что они сказали: «Инвестируйте значительно в два направления: в создание физической инфраструктуры (это крайне необходимо России) и инвестируйте как можно больше в мозги. Делайте все, что хотите, но вы должны опять стать передовой страной, чтобы воспитывать компетенции. Это касается и высшего образования, и среднего профессионального образования, вам необходимо пройти этот путь. От вас инвесторы ожидают, что на рынок будут выходить подготовленные специалисты». Вот это те два направления, которые нам нужно усилить, чтобы инвесторы это почувствовали.

По поводу того, что у нас разные стандарты в стране. Знаете, страна очень сложная, большая, протяженная, 83 региона. Мы никогда не добьемся того, что во всех субъектах будет одинаковый стандарт ведения бизнеса. Этого и не нужно. Но надо, чтобы худшие были тоже на высоком уровне, и это, конечно, можно сделать. У меня надежда на то, что мы лучшие стандарты начнем не только в Ульяновске, Москве, Казани показывать, а и во Владивостоке, Хабаровске, в Дальневосточном регионе. Их экономический потенциал и способность вырваться в лидеры значительно выше, чем у европейских регионов России, - и в плане выполнения наших «дорожных карт», и в осуществлении национальной предпринимательской инициативы. И здесь, Саша [Александр Галушка], я надеюсь, что у вас все будет получаться с Юрием Петровичем [Трутневым, вице-премьером - полпредом президента РФ в Дальневосточном федеральном округе]. Мы все с вами в одной лодке, мы не отделяем Дальний Восток от других регионов. Но нам бы хотелось, конечно, чтобы вы продемонстрировали лучшие результаты и абсолютно лидерские позиции на Дальнем Востоке. Поскольку вы абсолютно правы в том, что там невозможно ориентироваться на стандарты Евросоюза, вам надо ориентироваться на лучшие практики Азиатско-Тихоокеанского региона, а это США (Калифорния), Сингапур, Япония, Австралия и др. <...>

Однако мы уже в состоянии сами предлагать лучшие стандарты, а не только опираться на опыт других стран. Нужно включать свою выдумку, способность предлагать рынку совершенно другие процедуры. Конечно, Россия не Сингапур. Но в региональном развитии, я считаю, мы можем даже превзойти их опыт, точно - по таким субъектам РФ, как Ульяновская область, как Татарстан <...>

Но самое главное, что предпринимательская инициатива должна быть другой. Это ведь не само по себе, что правительство с региональными властями должны отчитаться: «Теперь не так сложно зарегистрировать право собственности. Теперь совершено по-другому можно будет подключиться к электросетям». Это все важно, и мы это обеспечим. Но где возрастающая инициатива со стороны малых и средних предприятий, которую мы своими действиями должны поддержать? <...>

У правительства сейчас очень много накопилось сложных проблем - не только по предпринимательской инициативе. Но что бы мы ни делали, сейчас основной лейтмотив - это борьба за эффективность. По всем направлениям - борьба за эффективность, борьба с издержками, они накопились за последние годы, очень объемными стали. И у нас есть первый позитивный опыт, когда все слои общества (это ведь не только предпринимательское сообщество и правительство) работают над изменением условий ведения бизнеса, давая, по сути, возможность развиваться свободе.