Суть дела: Не отчеты бюрократии, а мнение бизнеса


Очень важно и правильно, что в этом году поставлена задача реализовать Национальную предпринимательскую инициативу не до 2018, а до 2015 г. (такое решение принято президентом страны). Я уверен, что это можно сделать - об этом свидетельствует практический, предметный анализ предложений «дорожных карт».

Новый формат, который был предложен два года назад, эффективен и состоятелен, в целом он выдерживается. В этом формате есть два главных аспекта. Первый аспект: автором изменений является само предпринимательское сообщество. Второе: мы сфокусированы на глобальной международной конкурентоспособности условий инвестирования и ведения бизнеса в России. По оценке институтов, которые проводят международную экспертизу, глобальная конкурентоспособность России растет. И, конечно, очень важно, что 20 шагов вперед сделаны [в рейтинге Doing Business].

В прошлом году, когда мы также в декабре собирались [на конференции «Ведомостей» 4-5 декабря 2012 г.], мы говорили о первых историях успеха. Если помните, год назад это была Федеральная налоговая служба и Ульяновская область. За год, что очень важно, историй успеха стало больше и область успеха стала шире. Это внедренный электронный документооборот в таможенном администрировании, который позволил с 36 до 21 дня сократить импортные операции. Это рассрочка платежа. Это уведомительный порядок при подключении к электросетям. Это первые случаи, когда наш малый и средний бизнес становится экспортером. Электронные сервисы, которые заработали в регистрации собственности и в регистрации предприятий, - они позволили кардинально сократить сроки этих процедур. И, например, Краснодарский край, который уже ставит перед собой задачу за один, а не за семь дней регистрировать собственность. В Москве усилиями городской администрации удалось в области промышленной застройки кардинально сократить сроки по целому ряду позиций, а в Ростове, увидев эту московскую практику, приняли решение о реализации проекта «Лучший в Российской Федерации регион» по условиям получения разрешения на строительство, подключению к электросетям. И то, что мы видим нелинейную динамику таких историй успеха, впечатляет. Важно еще, что они очень разные как по отраслевому срезу, так и по региональному аспекту.

Проблемы, конечно, есть, и они будут всегда. Из наиболее существенных что обращает на себя внимание по прошествии двух лет? По-прежнему сохраняется инерция бюрократии - прежде всего, инерция мышления. Владимир Владимирович Путин очень точно охарактеризовал, что порой за этой инерцией стоит боязнь лишиться статусной либо коррупционной «ренты». Но очень важно, что эта инерция стала преодолеваться и прогресс очевиден.

Нужно решать проблему обучения и проблему мотивации. Учить новым подходам, новым методам создания благоприятных конкурентных условий инвестирования и ведения бизнеса в России. В этом году можно сказать об одном достижении в этом направлении: запущена школа регионального стандарта создания благоприятного инвестиционного климата. И видна позитивная динамика: у реально добросовестных госслужащих главный вопрос: «Научите нас, расскажите, как это делается, покажите хорошие примеры». Эта школа уже прошла несколько сессий, вовлечено уже большинство регионов Российской Федерации. На Дальнем Востоке, например, три сессии прошло, последняя - неделю назад в Хабаровске: самый популярный спикер был из Калужской области, заместитель министра экономики. И было очевидно, что происходит заинтересованный, живой диалог.

Первый шаг в формировании надлежащей мотивации тоже сделан. Мы впервые утвердили ключевые показатели эффективности деятельности органов власти в области создания благоприятного инвестиционного климата (они утверждены указом президента и распоряжением правительства РФ). Теперь, наверное, задача - чтобы успех госслужащего был напрямую привязан к достижению этих показателей.

Основная задача следующего года - о ней сказал Андрей Рэмович [Белоусов] - широкий общественный мониторинг. Он должен стать объективным измерителем усилий в улучшении инвестиционного климата. И, конечно же, не отчеты бюрократии о своих успехах, а мнение бизнеса должно стать главным критерием оценки того, что делается в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Основной вызов, видимо, состоит в том, что другие страны не стоят на месте. Более того (мы это уже сегодня видим), обратной стороной того, что делает Россия, станет еще большая активность других стран. Пример России даже становится вдохновляющим. Недавно я разговаривал с коллегами с Украины, они очень внимательно следят за тем, что у нас получится. И они честно говорят: «Для нас было неожиданно, что вы сразу на 20 шагов подниметесь, и мы будем просто у вас заимствовать практики» <...> А на примере Дальнего Востока могу сказать: вполне очевидно становится, когда анализируешь окружение нашего региона: нам нужно не в двадцатку, а в пятерку лучших стран мира входить. Лучшие страны по условиям инвестирования и ведения бизнеса окружают Дальний Восток. Огромный потенциал его развития состоит в том, что именно в этой конкуренции условий нам нужно победить, т. е. еще более амбициозная цель в связи с этим возникает.

И последнее, о чем я хотел сказать: стала формироваться широкая коалиция развития. Если два-три года назад наши коллеги из Всемирного банка говорили о том, что инвестиционным климатом занимаются единицы в органах власти, то сегодня там сотни людей этим занимаются каждый день. Все общественные объединения предпринимателей - РСПП, ТПП, «Опора России», «Деловая Россия», Консультационный совет по иностранным инвестициям в это вовлечены. В большинстве субъектов РФ созданы экспертные группы из предпринимателей, которые осуществляют мониторинг и дают оценку того, как внедряется региональный инвестиционный стандарт. Мы видим, что за этот год в некоторых секторах возникли новые общественные объединения. В частности, Всероссийское общество застройщиков - благодаря именно реализации «дорожной карты» Национальной предпринимательской инициативы, саморегулируемая организация таможенных брокеров формируется также благодаря реализации соответствующей «дорожной карты».

Отмечу еще, что в «дорожной карте» по развитию конкуренции впервые был заложен принцип револьверности, который предполагает, что, реализовав пакет мероприятий за два года, мы даем оценку: что получилось сделать, что нет, в какой точке мы находимся, - а затем разрабатываем новый пакет. Также мы видим, что президент поручил разработать новую «дорожную карту» поддержки экспорта по итогам реализации первого пакета мероприятий, утвержденного вместе с картой 1,5 года назад. Очень важно понять, что мы имеем дело не с разовым явлением, которое закончится в 2015 г., осознать непрерывность такой работы.