Суть дела: Планы без эйфории


Должен сказать, что эйфория по поводу продвижения почти на 20% в рейтинге Doing Business прошла где-то часа через три после того, как мы узнали о результате. На самом деле есть более или менее объективные показатели, которые свидетельствуют о том, что какого-то радикального перелома мы не достигли. Прежде всего, это показатель оттока капитала. Последние два года он держится на уровне $55-60 млрд в год. Примерно столько же будет и в 2013 г. Цифра очень большая, хотя и меньше, чем в 2011 г., когда из страны «убежало» $80 млрд. Есть позитивные сдвиги, связанные с тем, что этот отток приобретает все более легальные формы - в виде прямых инвестиций. Но сама величина, конечно, для Российской Федерации является критической.

Второй показатель, который тоже свидетельствует, что в абсолютных цифрах серьезного перелома нет, - прямые инвестиции в Россию. Мы вышли где-то на $45-50 млрд в год. На этом уровне мы остановились начиная с 2010-2011 гг. И в этом году, если элиминировать влияние сделки ТНК-ВР, у нас получится тоже порядка $50 млрд.

Эти цифры свидетельствуют о том, что инвесторы в должной мере не почувствовали пока эффекта от Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). И это, в общем, понятно. Поскольку из 11 направлений, по которым Doing Business оценивает все страны, по пяти мы до сих пор во второй сотне. Только по двум позициям - по обеспечению контрактов и по защите и регистрации прав собственности мы находимся во второй десятке.

Если говорить о динамике, то я считаю, что первые два года реализации Национальной предпринимательской инициативы имеют очень существенный результат, но, может быть, не там, где его обычно ищут. Примерно год у нас ушел, чтобы выработать единую позицию бизнес-сообщества и бюрократии на проблемы в совершенствовании предпринимательского климата. Вроде бы они все лежат на поверхности, но когда дело дошло до действий, до конкретных решений, до того, чтобы принимать нормативные акты, - тут-то и выяснилось радикальное расхождение позиций бизнеса и федеральных органов. Процесс сближения шел очень трудно, но в целом сегодня понимание есть. С точки зрения бизнеса исполнены 111 действий, сделаны 111 реальных шагов. Это меньше половины того, что нужно было сделать, но все же довольно ощутимый результат. Мы считаем, что нужно еще года два, чтобы завершить формирование нормативной базы, которая отвечает общему пониманию [бизнес-сообщества и бюрократии]. Примерно к концу 2015 г. мы должны принять намеченные законы и постановление правительства, выпустить приказы министерств, сократить время рассмотрения разрешительной документации, утвердить стоимость этих операций, количество документов и т. д.

Но чем дальше мы идем, тем больше центр тяжести смещается в сторону правоприменения, именно здесь сейчас формируется фокус основных проблем. Это судебная система, это действия губернаторов и мэров, это действия правоохранительных органов. <...> Однако, с моей точки зрения (хотя, может быть, я не прав), трудно ставить вопрос о правоприменении, пока у нас плохая [нормативная] база. Если она устроена так, что больше года нужно для получения разрешения на строительство (то же самое - присоединение к электросетям), можно хоть на уши встать и пытаться улучшать правоприменительную практику - вы все равно получите год. И ни один здравомыслящий человек, сталкиваясь с такой системой, инвестировать не будет. Может, я резко говорю, но тем не менее это так.

Поэтому, чтобы нам всерьез операционально начать работать с правоприменением, нужно сначала выровнять нормативную базу. Собственно, эта идея и была заложена в Doing Business. И я считаю, у нас есть все возможности пройти этот путь до конца за два года.

Итак, что мы собираемся делать с правоприменением.

Первое: с этого года мы - я имею в виду предпринимательское сообщество, четыре ведущих организации [«Опора России», «Деловая Россия», ТПП, РСПП] - запустим рейтинг («Состояние инвестиционного климата в регионах России», подробнее см. стр. 14-15. - «Ведомости»). Этот рейтинг будет единым, он будет оценивать качество работы по реализации Национальной предпринимательской инициативы губернаторов, всей системы власти в субъектах РФ, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Второе: система арбитражных судов будет достроена системой третейских судов. Сегодня третейские суды в Российской Федерации не работают. Они у нас так устроены, что компания, которая проигрывает в третейском суде, тут же идет в арбитраж и может его запросто выиграть. Тогда возникает вопрос: зачем они вообще нужны, третейские суды? Эта система будет изменена. Мы надеемся, что закон будет принят в течение следующего полугодия и дальше начнется его применение.

Третье: мы легализуем, делаем более прозрачными процедуры, связанные с контролем и надзором. Следующий шаг будет состоять в том, что будет сделан единый портал, на котором любой контролирующий орган будет обязан сделать запись: что он проверил, зачем и почему. Этот сайт будет сделан в течение следующего года.

И, наконец, в течение двух лет мы должны завершить переход на МСФО. Одна из темных ниш российской экономики, рудимент советской системы - это бухгалтерский учет. Многие инвесторы говорят - и справедливо говорят, - что результаты инвестиций в российской (а точнее - в советской) системе бухгалтерского учета абсолютно непрозрачны. Переход на МСФО также должен быть завершен где-то к концу 2015 г. Вот те действия, которые, с нашей точки зрения, должны дать существенный результат, чтобы переломить тенденцию и тогда уже и в части правоприменения выравнять ситуацию с предпринимательским климатом.