Налоги: Страна с удивительными преференциями

Д. Абрамов/ Ведомости

Мы уже собрали нашу первую отчетность по сделкам с трансфертным ценообразованием, получили 5000 уведомлений, внесли их в базу данных. Это свидетельствует о том, что имплементация норм законодательства начнется не с 2014 г. - она уже идет года два. Потому что, когда я начинал строить эту систему и делать прикидки, получалось минимум 10 000 уведомлений, которые мы должны были получить. Значит, два минувших года бизнес все-таки не стоял на месте, происходили какие-то сдвиги, менялась структура, менялись взаимоотношения, исключались ненужные цепочки. Реально повышалась рентабельность российских компаний, которые стоят на границе, когда сделки становятся уже трансграничными.

Это очевидные тенденции, которые проявились уже сейчас, до того как мы приступили к следующей стадии проверок обоснованности образования цен. Хотелось бы, чтобы нас услышали и поняли, - проверка цены по новому методу, по новому порядку не является какой-то самоцелью работы налоговой службы. Тем более что нельзя сказать, будто этот законопроект принимался в пожарном порядке. Его обсуждали 10 лет. Потом его очень долго принимали, а потом еще были совершенно беспрецедентные переходные положения. Мало того что изначально на переход к новой системе было отведено 2,5 года, так затем еще на полгода - с мая на ноябрь 2013 г. - были перенесены сроки подачи уведомлений.

Тем не менее, если 10% уведомлений поступили нам за два-три предыдущих месяца, то 90% уведомлений пришли к нам в последние две недели перед окончанием сроков их сдачи. Для того чтобы справиться с этим валом, мы организовали работу в круглосуточном режиме, обеспечили работу нескольких горячих линий. Ряд налогоплательщиков, конечно же, не успели, и сейчас мы будем с грустью выписывать им акты и штрафовать на 5000 руб., т. е. заниматься неинтересной, непродуктивной, совершенно не налоговой работой. Тем не менее этап сбора отчетности мы прошли, и сейчас уже идет ее анализ.

Понятно, что это процесс выявления каких-то критических зон, определения зон наибольшей возможности уклонения от налогообложения с применением трансфертного ценообразования. То есть того, что актуально для любого государства, а не только для Российской Федерации. Я общаюсь с зарубежными коллегами и знаю, какова статистика. У всех она растет, и никто еще не усомнился в необходимости введения этих норм, а многие налоговые администрации поговаривают даже об увеличении штатов, поскольку работа по контролю за ценами сделок дает результат и положительно влияет на бюджет.

Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть: законодательство, в том числе такое непростое, как контроль цен в сделках по новым методам, изначально предполагает, что его читает сознательный, серьезный, крупный налогоплательщик и он осознает свои риски и последствия отклонения от буквы закона. Тем более что российское законодательство в области контроля цен дает удивительные преференции по сравнению с теми же нормами «принципа вытянутой руки» в других странах. (Arm's length principle - совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами, к налогообложению связанных между собой компаний. Такие компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат в сумме, отличной от рыночной. Согласно принципу «вытянутой руки», для целей налогообложения цены (выплаты) пересчитываются обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. - «Ведомости».)

Я уже не говорю про периоды, подходы и процедуры, которые настроены совершенно в пользу налогоплательщиков. К тому же Россия - одна из немногих стран, которая в своем законодательстве четко закрепила, что даже если мы проводим корректировку цены до интервала рыночных цен, то мы корректируем или до нижней, или до верхней границы интервала. Между тем, кто этим вопросом занимается, прекрасно знает, что и в США, и в Германии, и в ряде других стран корректировка идет не к верхней или нижней границе, а к середине интервала. Поэтому не стоит всерьез рассчитывать на то, что благодаря работе ФНС объемы доначислений должны серьезно поправлять или корректировать наши бюджетные обязательства по этому направлению. Доначисления, как и контрольный функционал, необходимы для того, чтобы с учетом добровольного поведения плательщика, его самостоятельного формирования цены для налогообложения присутствовала какая-то грань, после пересечения которой государство в лице ФНС было бы вынуждено включать механизмы налогового контроля. Скорее всего, это будут точечные, достаточно хорошо подготовленные контрольные мероприятия, потому что, безусловно, за ними последуют судебные разбирательства. Мы должны предлагать плательщику очень серьезные аргументы в пользу нашей позиции, если не согласны с его ценообразованием.

Средний бизнес готовится к тому, что порог контролируемых сделок постепенно снижается. Понятно, что если 96% из 5000 уведомлений, которые сданы, поступили от крупных и крупнейших налогоплательщиков, то это полностью подтверждает тезис, что малый и средний бизнес новым законодательством фактически не затронут. Однако я не исключаю, что к 2014-2015 гг. уже большая доля плательщиков, которые формально не являются крупнейшими, вынуждены будут сдавать эту отчетность. И они уже смогут опираться на некий опыт и наработки, которые нами были сделаны. Поэтому действительно большая просьба - внимательно относиться к таким серьезным вопросам, как формирование налоговой базы с учетом тех цен, которые нам предлагает российское законодательство и международный опыт и которые признаны рыночными.

Рынок ценных бумаг

В прошлом году был принят блок поправок в Налоговый кодекс, которые вводят новые инструменты для частных инвестиций в фондовый рынок и налоговые стимулы для них. Одна из задач - повысить привлекательность этих вложений по сравнению с депозитами и недвижим

Алексей Кузнецов, партнер, EY В России вводится новый инструмент - индивидуальные инвестиционные счета. Мы надеемся, что вкупе с налоговыми льготами при долгосрочном и среднесрочном владении ценными бумагами он позволит привлечь инвестиции населения на фондовый рынок, снизит некоторые диспропорции: пока людей привлекают в основном депозиты. Для юридических лиц появятся другие важные инструменты. Например, для независимых лиц исключается ограничение на вычет процентных расходов из налоговой базы. Либерализуются правила по признанию резервов для финансовых организаций. Происходит гармонизация налогового и бухгалтерского учета. Александр Хотеев, руководитель департамента налогообложения HSBC в России Некоторых положений этого закона мы ждали с особым нетерпением, в частности об устранении лимитов при исключении процентных расходов из базы по налогу на прибыль, об оценке стоимости финансовых инструментов. Заключая кредитные соглашения, мы были вынуждены искусственно корректировать налоговую базу, хотя сделка заключена с независимой компанией и соответствует рынку. Особенно актуальна эта проблема в период нестабильности финансовых рынков. Мы все прекрасно помним 2008-2009 гг., когда стоимость кредитных ресурсов была очень высока и приходилось значительные суммы зачислять в нашу налоговую базу. Елизавета Ермишкина, вице-президент, руководитель по налогам «Ренессанс капитала» Пока заработает новый инструмент - инвестиционные счета, думаю, пройдет год. Тогда и можно будет ощутить эффект от нововведений. Есть ряд других нюансов, которые сдерживают инвестиции физических лиц в фондовый рынок. Например, активно развивается DMA-торговля, то есть direct marketing access: физические лица торгуют, не выходя из дома, используя удаленные терминалы. Это позволяет иностранцам войти на российский рынок. Но по Налоговому кодексу этот бедный иностранец, вложив деньги в нашу экономику, должен заплатить 30%-ный налог. Возможности воспользоваться льготами, чтобы избежать двойного налогообложения, у него де-факто нет. А еще физические лица должны разделить огромное количество налоговых баз, определить, какие у них деривативы, где убытки, где прибыль, идти в налоговую инспекцию и самостоятельно учитывать эти убытки. Поэтому я надеюсь, что правила налогообложения нерезидентов-инвесторов будут упрощены.