От редакции: Управление гневом

С.Портер/ Ведомости

Российские дороги - не только зона повышенной опасности, но и модель общества, особенно отчетливо демонстрирующая его болезненные точки.

Уровень и темпы автомобилизации - хороший показатель экономического и инфраструктурного развития страны. Однако на ситуацию на дороге помимо размеров автопарка и качества инфраструктуры влияет состояние правовых институтов и культура вождения.

Авторы нового исследования, выпущенного в издательстве НИУ ВШЭ, Михаил Блинкин и Екатерина Решетова замечают, что уровень аварийности на дорогах связан не только с ростом автопарка, но и с процессами «национального самообучения». Если в Великобритании эти процессы происходили в 1965-1995 гг., то в России, по данным авторов исследования, этот период пришелся на 1992-2012 гг. Согласно закону Смида, сформулированному в 1949 г., рост автопарка приводит сначала к резкому росту жертв, а потом, когда это число осознается как социально неприемлемый фактор, безопасность оказывается все более значимой, а агрессивное вождение - все менее приемлемым. Однако закон Смида не учитывает, что коррупция может препятствовать решению даже самых социально значимых проблем.

Среди причин, мешающих изменить катастрофический уровень дорожной смертности в России (об этом см. статью на стр. 06), авторы отмечают прежде всего неравенство прав и ответственности участников движения. По данным ГИБДД, в Москве 40% нарушителей - обладатели «блатных» номеров. Вот первая причина - привилегии.

Вторая причина - агрессивное вождение, приводящее к огромному числу ДТП, - прямое следствие первой. Неравенство на дороге оборачивается стремлением ставить себя над правилами и другими участниками движения.

Соответственно, решение проблемы возможно двумя способами - борьбой с привилегиями на дорогах, что невозможно без мер по противодействию коррупции, и с криминализацией агрессивного вождения.

Эксперты ВШЭ называли неравенство на дороге главной причиной невозможности изменить ситуацию еще в марте прошлого года, критикуя федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.». По их мнению, программа не предполагает ни реальных мер борьбы с «неприкасаемыми», ни законодательного оформления «агрессивного вождения». На словах чиновники согласились с экспертами: в прошлом году Дмитрий Медведев осудил «феодализм на дорогах». Программа была принята в октябре, а ее бюджет сокращен с 99 млрд до 32,4 млрд руб.