Суть дела: В поход за инвестициями

В России улучшится инвестиционный климат - в рейтинге Doing Business страна уверенно растет второй год подряд. Однако рост инвестиций прекратился. Важно качество не только регулирования, но и институтов, а с ними в России проблемы, отмечают эксперты
Fotolia/ PhotoXPress

В 2018 г. Россия займет в рейтинге Doing Business 20-е место. Такое обещание Владимир Путин дал бизнесу в 2011 г., баллотируясь в президенты. В тот момент Россия была на 120-м месте.

Реализацией поручения занялось Агентство стратегических инициатив (АСИ). При АСИ появились рабочие группы из предпринимателей и экспертов, которые подготовили «дорожные карты» ликвидации административных барьеров в различных отраслях.

«Дорожные карты» представляют собой перечень поручений правительства ведомствам для изменения нормативно-правовой базы. Правительство сейчас утвердило 10 «дорожных карт»: упрощение разрешительных процедур в строительстве, энергетике и на таможне, а также при регистрации собственности и предприятий, развитие конкуренции, поддержка экспорта, упрощение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам.

Первые успехи

Результат не заставил ждать. В 2012 г. Россия поднялась в Doing Business со 120-го на 112-е место, а в прошлом году и вовсе совершила рывок на 92-е место. Эксперты Всемирного банка поставили Россию по скорости реформ на 3-е место в мире после Украины и Руанды.

У прошлогоднего роста как минимум три составляющих, говорил помощник президента Андрей Белоусов. Первая - существенное упрощение подключения к электросетям. По этому показателю Россия поднялась в рейтинге со 188-го на 117-е место. Подключение теперь занимает полгода (раньше - почти год), тогда как в странах ОЭСР на это уходит два месяца. Малый бизнес может подключаться к сетям в заявительном порядке, кроме того, существенно упрощена процедура подключения к энергосетям в Москве, а именно этот город оценивается в рейтинге, рассказывает гендиректор АСИ Андрей Никитин. Заслуга московских властей в успехе огромна, признает Белоусов.

Второй показатель, давший плюс, - упрощение регистрации собственности. В 2012 г. Россия была на 47-м месте, а в прошлом поднялась на 17-е. Регистрация прав занимает 22 дня и обходится в 0,1% от стоимости объекта. В странах Европы и Центральной Азии на это уходит 26,5 дня, а затраты - почти 3% стоимости регистрируемого объекта.

Третья составляющая - улучшение налогового администрирования. Рост по сравнению с 2012 г. на семь позиций и 56-е место в итоге. Важен каждый пункт, объясняет Белоусов: ФНС делает много, чтобы налоговое администрирование было необременительным и прозрачным. Заслуга ФНС и в том, что по показателю «регистрация предприятия» Россия поднялась с 100-го на 88-е место, отмечает Никитин: «Многие услуги налоговики переводят в электронный вид, что удобно бизнесу».

Главный успех - даже не место, а то, что проблемами инвестклимата стали заниматься системно и на всех уровнях власти, считает Белоусов. Когда весной 2013 г. к нам приезжали эксперты из ВБ, мы разговаривали об их впечатлениях, вспоминает он: «Они сказали, что раньше улучшением предпринимательского климата занималось несколько человек - где-то в пределах 10, а сейчас - сотни. Что этот процесс охватил практически все центральные ведомства. И что, возможно, даже более важно, - региональные власти».

Как расти дальше

Чтобы в 2018 г. занять 20-е место, России в 2015 г. нужно подняться по плану Минэкономразвития и АСИ до 50-го места. Это реально, считает Никитин. Многие из принимаемых мер только начинают работать. Например, эффект от сокращения административных барьеров в строительстве и на таможне придется как раз на 2014-2015 гг. Существенно будет упрощена процедура регистрации предприятий, например оплата уставного капитала до регистрации перестанет быть обязательной процедурой и можно будет использовать типовые уставы, надеется Никитин.

Помешать планам может недисциплинированность чиновников. Ведомства опаздывают с принятием 25 законопроектов - документы должны были вступить в силу, но до сих дорабатываются. Минэкономразвития пока не согласовало с Минфином законопроекты об отмене обязательной оплаты уставного капитала до регистрации и введении типовых уставов, а также законопроект, обязывающий региональные и местные власти выставлять на аукционы не используемые ими земельные участки. Минстрой затягивает с разработкой закона, который позволит строителям проводить подготовительные работы до получения разрешения на строительство. Также ведомство просит правительство отказаться от планов сокращения перечня особо опасных объектов.

Основные усилия нужно смещать с нормотворчества на правоприменение, считает Белоусов. В 2015 г. реализация «дорожных карт» закончится и требуется проследить, как регионы трактуют действующее законодательство. Для этого по инициативе администрации президента может появиться рейтинг регионов по улучшению инвестклимата, рассказывал Белоусов: «Это будет объективный и, самое главное, общеупотребимый параметр оценки, в каких регионах у нас существуют лучшие практики. Безусловно, оценивать нужно только то, на что региональные власти способны повлиять. Например, в таможенном регулировании от них мало что зависит, а вот в регулировании строительных процедур - многое. Мы сможем давать оценки и создать площадку обмена лучшими практиками».

Ключ от экономического роста находится у губернаторов и мэров, согласен премьер Дмитрий Медведев. Именно региональные власти должны играть основную роль «в борьбе за инвестора», заявил премьер на Гайдаровском форуме: «Если не говорить о самых крупных наших компаниях, для большинства бизнес-климат начинается и часто заканчивается в муниципалитете. Именно здесь выдаются необходимые разрешения и лицензии, обеспечиваются или нарушаются права собственности».

«Клуб лидеров» (объединение при АСИ представителей среднего бизнеса) будет проводить контрольные мероприятия в регионах, чтобы оценивать эффективность «дорожных карт», обещает директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян: «Например, подавать документы на регистрацию предприятия или собственности в том или ином регионе». Доклады раз в полгода будут направляться президенту.

Всемирный банк в прошлом году оценил инвестиционный климат в 30 регионах России и показатели отличались в 30 раз, напоминает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка: «Законы одинаковые, а показатели, характеризующие инвестиционный климат, от региона к региону разные в 30 раз! Это цена правоприменения». Первые три места в рейтинге заняли Ульяновск, Саранск и Владикавказ, последние - Якутск, Новосибирск и Москва. Основные возможности улучшения инвестклимата - в регионах, говорит Галушка.

Инвестиционный климат города на 60% зависит от того, насколько он удобен и приятен для жизни - это показывают опросы инвесторов, рассказывает министр правительства Москвы Максим Решетников. От качества регулирования зависят остальные 40%, плюс нужны меры поддержки инвесторов - развитие государственно-частного партнерства, улучшение инфраструктуры, развитие гибкой системы господдержки и т. д.

Инвестиционная привлекательность региона зависит от качества инфраструктуры, считает другой региональный чиновник. У регионов нет денег построить инфраструктуру за свой счет, а субсидии из федерального центра сокращаются, жалуется он: «Как развивать бизнес в чистом поле?» Что касается правоприменения, то власти почти всех регионов стараются облегчить условия для инвесторов, уверен он.

Посыл со стороны правительства - что основные ресурсы улучшения инвестклимата находятся в регионах, напоминает перекладывание ответственности, считает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян: «Огромные возможности для улучшения законодательства есть на федеральном уровне».

Где результат?

Несмотря на улучшение инвестиционного климата, темпы роста российской экономики сократились с 4,8-4,3% роста ВВП в I-II кварталах 2012 г. до 1,2% в II-III кварталах 2013 г. Замедлилось развитие всех секторов экономики, за исключением добычи полезных ископаемых. Минэкономразвития изначально прогнозировало, что в 2013 г. рост ВВП составит 3,4%, однако в августе снизило прогноз до 1,8%. В декабре министерство надеялось, что годовой рост составит 1,5%, однако, по предварительным оценкам, получится всего 1,3%.

Одна из причин замедления развития экономики - сокращение инвестиций. По данным Росстата, в январе - сентябре 2013 г. их объем упал на 1,4% по сравнению c аналогичным периодом 2012 г. Чистый отток капитала в 2013 г. составил, по расчетам ЦБ, $62,7 млрд. Последний раз чистый приток капитала в России фиксировался в 2007 г.

Без успехов с инвестиционным климатом было бы еще хуже, уверен Белоусов. В России высокие процентные ставки и жесткая бюджетная политика, что также не способствует росту, отмечает он: «Добавьте сюда ситуацию на мировых рынках, которая не фатальна, но существенно повлияла на доходы наших металлургов, химиков, предприятий лесной промышленности».

Эффект от улучшения инвестклимата не может быть быстрым, он проявится через 2-3 года, считает сотрудник аппарата федерального правительства. Замедление российской экономики - следствие структурных проблем, например низкой производительности труда, отмечает он.

Есть сомнения

Инициируя позитивные структурные реформы, российское правительство начало ряд сомнительных структурных преобразований, считают аналитики HSBC. Например, пенсионную реформу, слияние Верховного и Высшего арбитражного судов, отказ от книжек TIR в трансграничной торговле, сказано в отчете банка. Эффект реформ колеблется от нейтрального к негативному, считают в банке.

Любой рейтинг - это всегда упрощение, инвестклимат - это не только регулирование, но и качество институтов, реформы, рассуждает партнер ФБК Игорь Николаев. «Нужно определиться: нам шашечки или ехать? Если шашечки, то они уже почти нарисованы, а вот чтобы поехать, нужно реформировать институты, прежде всего судебную и правоохранительную систему». Половина возбуждаемых антимонопольной службой дел о нарушении конкуренции - это дела в отношении органов власти, продолжает Николаев. Нужна реальная административная реформа, которая невозможна без усиления политической конкуренции, считает эксперт.

«Причем здесь политика?» - удивлен Данилов-Данильян. Бизнесу мешают развиваться конкретные барьеры, которые нужно устранять, и политика тут не поможет. «Возможно, «дорожные карты» АСИ и не решают всех проблем, но все равно - это прорыв. Решаются конкретные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сотни предпринимателей», - отмечает он.

Президент услышал мнение бизнеса, что законопроект о возврате следственным органам права самостоятельно возбуждать налоговые дела нужно доработать, напоминает Никитин: «Это был важный сигнал, что власть готова к диалогу по любым вопросам». Законопроект переписали так, что по сути ничего не изменилось, считает Николаев: «Следователи смогут не обращать внимания на мнения налоговиков».

Место в Doing Business стали использовать в качестве политической цели около полусотни стран, считает президент Всемирного банка Джим Ен Ким. Цель рейтинга - информировать, а не определять политику. Рейтинг, оценивающий уровень административного регулирования, не может служить показателем состояния делового климата и качества институциональной среды, а оценка стоимости бюрократических процедур не включает в себя вероятную коррупционную составляющую, предупреждает Ким.

Страны, решившие упрощать жизнь бизнесу, начинают с простого - с сокращения бюрократических барьеров: отмечает один из авторов Doing Business Валентина Салтане из Всемирного банка: «Это легче, чем улучшение правовых институтов, требующее активного проведения реформ из года в год». Но, чтобы подняться на высокую позицию, нужно проводить реформы и в правовых сферах, указывает она.